Свято-Никольский приход

Воскресенье, 02.02.2025, 05:45

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход


00:46
2-я седмица Великого поста

Историческое содержание

Иные седмицы Великого поста

• 1-я седмица • 3-я седмица

• 4-я седмица • 5-я седмица

• 6-я седмица • Страстная

Идейное содержание седмичных дней

Вторая седмица Великого поста — самая простая и будничная среди всех седмиц. Здесь нет ни особых богослужебных дней, ни доминирующих тем в песнопениях. Здесь мы как бы проводим будни поста, частично отдыхаем после напряжения наших сил на 1-й седмице.

В песнопениях Триоди продолжают звучать мотивы пользы поста и акцента на духовной его стороне. Можно отметить широкое использование образов из Ветхого Завета для иллюстрирования тезиса о необходимости поста. При этом иногда встречаются ссылки на такие эпизоды Ветхого Завета, которые более нигде не упоминаются в других песнопениях. Например, следующие тропари:

«Кто́ снеда́ет челове́ка Бо́жия дре́вле; зве́рь ле́в, от ле́сти проро́чи преслуша́ния сне́ди прии́мша: блюди́ у́бо душе́ моя́, да тя́ не прельсти́т чревобе́сия зми́й» (вторник 2-й седмицы, 8-я песнь, 2-й канон, 2-й тропарь).

«Во́ду пия́й никто́же обезу́мися, яви́ся же Но́е на́г вино́м иску́шься: се́мена же зло́бы Ло́т отсю́ду ражда́ет. Бе́гай о душе́ моя́ си́х подража́ния, Христа́ пою́щи» (понедельник, 8-я песнь, 2-й канон, добавочный тропарь).

Или вот такой тропарь, в котором повторяются характеристики духовного поста, так характерные для 1-й седмицы:

«По́ст чи́стый, удале́ние греха́, отчужде́ние страсте́й, любо́вь к Бо́гу, моли́твы прилежа́ние, сле́зы со умиле́нием, и о убо́гих попече́ние, Христо́с в писа́ниих завеща́» (понедельник, 1-й песнь, 1-й канон, 2-й тропарь).

Богослужебные особенности седмичных дней

Службы 2-й седмицы поста – самые стандартные представители великопостного чина, не имеющие ни единой специфической (которая была бы характерна только для этой седмицы или для данного дня) богослужебной особенности. В то же время так как это первая будничная седмица, то здесь появляются некоторые практические моменты, которые потом проявляются в течение последующих седмиц (вплоть до 6-й). Отметим следующие нюансы:

  • Каноны Минеи на повечериях. С понедельника на повечериях начинается компенсирующее чтение канонов из Минеи тем святым, память которых в текущем году попадает на период от Лазаревой субботы до Антипасхи. Это связано с тем, что в указанные 16 дней службы Минеи не совершаются. В частности, в понедельник вечером читается канон святого, память которого в этом году попадает на Лазареву субботу, во вторник вечером – того святого, память которого совпадает с Неделей Ваий и т.д.
  • Литургии Преждеосвященных Даров вечером. С этой седмицы на некоторых приходах по вечерам среды (иногда и пятницы) начинают служить литургии Преждеосвященных Даров; в последние годы такая практика обретает популярность.
  • Евангельские чтения на часах. Также в некоторых храмах, где реализуется практика досрочного вычитывания на часах Евангелий по Матфею, Марку и Луке (в связи с тем, что в первые 3 дня Страстной седмицы, когда Устав требует прочитать эти Евангелия, данное указание Устава не может быть исполнено по причине избыточной длительности служб), соответствующие отрывки начинают читать или в понедельник 2-й седмицы, или в среду. 

Суббота 2-й седмицы. День поминовения усопших

Здесь совершается «требная» заупокойная служба: в отличие от суббот мясопустной и Троицкой, когда мы молимся о всех усопших вообще, здесь молитва совершается в первую очередь за родственников и близких. Более простой статус этих заупокойных служб суббот поста проявляется в том, что заупокойные службы отменяются при совпадении субботы с любым значимым праздником Минеи: полиелейным святым, предпразднством, праздником и отданием Благовещения Пресвятой Богородицы.

Из богослужения отметим следующие особенности:

  • Великое повечерие без поклонов;
  • На утрене есть четверопеснец Триоди, потому канон по смешанной схеме: 1 – 5 песни: Минеи и храма, 6 – 9 песни: Минеи и четверопеснец;
  • Утром в субботу – литургия святителя Иоанна Златоуста. 

Неделя 2-я Великого поста – свт. Григория Паламы

Святитель Григорий Палама жил в XIV веке и в споре с Варлаамом Калабрийским отстоял православное учение о возможности для человека видения нетварных энергий Божества, то есть видения Самого Бога, а не Его тварного образа, как нечестиво учил Варлаам. Его память во 2-ю неделю поста была установлена в 1376 году Патриархом Филофеем. Причина очевидна: учение Варлаама в XIV веке рассматривали как одну из опаснейших ересей, и потому службу в честь святителя Григория, главного обличителя варлаамитов, постановили служить сразу после Недели Православия (чин которой к тому времени уже сформировался). Таким образом, если в Неделю 1-ю мы празднуем торжество Церкви над всеми ересями в целом, то в Неделю 2-ю эта тематика находит свое продолжение: здесь мы отмечаем победу над одной из опаснейших ересей позднего времени — учением Варлаама Калабрийского. В Русской Церкви данная память вошла в Триоди только после середины XVII века.

Кроме того, в древнем Иерусалиме во 2-ю Неделю поста читали притчу о блудном сыне. В нашей Триоди остатком этой традиции является канон на утрене и самогласная стихира, которые посвящены данной притче. Можно сказать, что в неделю 2-ю поста мы совершаем еще одну Неделю о блудном сыне, только теперь уже неофициальную.

Богослужебные (литургические) особенности

В суб­бо­ту вто­рой сед­ми­цы, а так­же в суб­бо­ты 3 и 4 сед­миц по­ста со­вер­ша­ет­ся за­упо­кой­ная служ­ба. Осо­бен­но­сти служ­бы в эти суб­бо­ты сле­ду­ю­щие:

На ве­ли­ком по­ве­че­рии (в пят­ни­цу ве­че­ром) по пер­вом Три­свя­том – тро­па­ри дня: «Апо­сто­ли, му­че­ни­цы и про­ро­цы». В 3 ча­сти по­ве­че­рия по­сле ка­но­на и тре­тье­го Три­свя­то­го – кондак «Со свя­ты­ми упо­кой».

На утрене вме­сто «Бог Гос­подь» – «Ал­ли­лу­иа» и тро­па­ри «Апо­сто­ли, му­че­ни­цы и про­ро­цы». За­тем 16 ка­физ­ма с обыч­ны­ми «сла­ва­ми», се­даль­ном и ек­те­ни­ей в кон­це и 17 ка­физ­ма («Непо­роч­ны»), раз­де­ля­е­мая на две ста­тии. При­пев к пер­вой ста­тии: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, на­учи мя оправ­да­ни­ем Тво­им», а ко вто­рой: «Спа­се, спа­си мя». Меж­ду ста­ти­я­ми – за­упо­кой­ная ек­те­ния.

По окон­ча­нии 17 ка­физ­мы сра­зу по­ют­ся тро­па­ри по Непо­роч­ных: «Свя­тых лик» с при­пе­вом: «Бла­го­сло­вен еси, Гос­по­ди, на­учи мя оправ­да­ни­ем Тво­им», по­сле ко­то­рых бы­ва­ет за­упо­кой­ная ек­те­ния и се­да­лен: «По­кой, Спа­се наш»; за­тем, по 50 псал­ме – ка­нон (без чте­ния мо­лит­вы: «Спа­си, Бо­же, лю­ди Твоя»).

Ка­но­ны на утрене по­ют­ся хра­му, по Ми­нее и Три­о­ди. На­чи­ная с 6 пес­ни, ко­гда на­чи­на­ет­ся чет­ве­ро­пес­нец, ка­нон хра­му остав­ля­ет­ся. Тро­па­ри ка­но­нов (всех пес­ней) чи­та­ют­ся в со­еди­не­нии со сти­ха­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Пес­ни из Свя­щен­но­го Пи­са­ния сти­хо­сло­вят­ся пе­ред тро­па­ря­ми ка­но­нов, на­чи­ная с 6 пес­ни и до ир­мо­сов. Окон­ча­ние утре­ни та­кое же, как и у обыч­ной (не ве­ли­ко­пост­ной) суб­бот­ней утре­ни.

Во все пят­ни­цы Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы на по­ве­че­ри­ях, а так­же во все суб­бо­ты и вос­кре­се­нья на утрен­нем и ве­чер­нем бо­го­слу­же­ни­ях ве­ли­ких по­кло­нов не по­ла­га­ет­ся до ве­чер­ни в вос­кре­се­нье, то есть до ве­че­ра.

Из кн. «Ли­тур­ги­ка».

Просмотров: 68 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0