Свято-Никольский приход

Среда, 22.01.2025, 10:08

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход


00:46
4-я седмица Великого Поста

Историческое содержание

Иные седмицы Великого поста

• 1-я седмица • 2-я седмица

• 3-я седмица • 5-я седмица

• 6-я седмица • Страстная

Это – первая из двух насыщенных особенностями седмиц Великого поста. Особые богослужения 4-й седмицы обусловлены двумя факторами: поклонением Кресту (в этом смысле 4-я седмица является ярко выраженным попразднством Недели Крестополоклонной) и серединой Великого поста (которая приходится на среду 4-й седмицы).

Идейное содержание.

В песнопениях 4-й седмицы можно выделить 3 основные темы:

  1. Поклонение Кресту. Почти все песнопения Триоди в седмичные дни посвящены теме поклонения Кресту (в частности, интересно, что со вторника по пятницу каждый день на 6-м часе в качестве тропаря пророчества звучит известное песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…»), а богослужения трех дней — понедельника, среды и пятницы — имеют особенности в последовании и пении изменяемых молитвословий, связанные с поклонением Кресту.
  2. Притча о мытаре и фарисее. В иерусалимской системе евангельских чтений в этот день читалась притча о мытаре и фарисее. Мы в конечном счете восприняли константинопольскую систему великопостных евангельских чтений и под влиянием константинопольского чина в нашем Уставе появилась Неделя Крестопоклонная. Однако в нашу Триодь включены и песнопения, созданные в рамках иерусалимской традиции, и в богослужениях 4-й седмицы поста теме притчи о мытаре и фарисеепосвящены самогласны, которые поются на вечерне и утрене дней седмичных (вплоть до пятницы вечера); только самогласны среды 4-й седмицы стоят особняком, так как их тема — преполовение поста.
  3. Середина Великого поста. В календарном смысле вся 4-я седмица — средняя седмица поста, а среда 4-й седмицы — преполовение поста.

Впервые тема преполовения поста звучит в понедельник на утрене в седальне по 3-й кафисме, который начинается словами «Преполовивше ныне воздержание». С одной стороны, эти упоминания о преполовении поста являются простой констатацией факта: мы достигли серединной седмицы. С другой стороны, почти каждое из таких замечаний сопровождается указанием на близость Пасхи.

В 1-й стихире на «Господи, воззвах…» в понедельник вечером звучит другая идея, также часто встречающаяся в песнопениях 4-й седмицы: «В средних днех воздержания, преходяще днесь силою Крестною, на сем вознесшагося посреде земли, Спаса и Бога славословим…». Здесь поклонение Кресту в серединную седмицу поста связывается с тем, что Господь пострадал на Кресте посреди земли; последнее выражение не следует понимать слишком буквально, но оно является вариацией известного библейского стиха, часто употребляемого в богослужениях Кресту: «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12). Отметим, что далее эта аналогия расширяется: указано, что Господь не только был распят посреди земли, но и в полдень, то есть в середине дня (утреня среды 4-й седмицы, 1-й тропарь 8-й песни 1-го трипеснца).

В богослужении среды тема преполовения поста достигает своей кульминации: здесь уже она звучит в песнопениях всех видов: наряду со стихирами, седальнами и тропарями трипеснцев к раскрытию идеи середины поста подключаются самогласны и светилен по 9-й песни канона. Наличие светильна особенно знаменательно: среда Крестопоклонной седмицы — единственный день периода Святой Четыредесятницы, имеющий особый светилен, и этот светилен составлен специально для этой службы ради преполовения поста.

В Типиконе этот день именуется «средопостной» средой (см. гл. 49, в среду 4-й седмицы вечера), то есть даже имеет особое название. Среду 4-й седмицы можно сопоставить с известным праздником — Преполовением Пятидесятницы; в церковном году, кроме этих двух дней, нет более ни одного празднования, которое бы знаменовало середину определенного периода.

Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника.

Принцип, лежащий в основе формирования памяти преподобного Иоанна в Неделю 4-ю поста — перенос праздников Минеи на субботние и воскресные дни. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, в связи со значимостью творений преподобного (в первую очередь благодаря значению его книги «Лествица») его память перенесена из Минеи в Триодь и закреплена за 4-м воскресением поста. Эта традиция появляется в рукописях только с XIV века. В русских Уставах и Триодях она окончательно закрепляется только с середины XVII века.

Кроме памяти преподобного Иоанна, в службе Недели 4-й есть канон, посвященный притче о милосердном самарянине. Этот канон – остаток древней иерусалимской традиции, согласно которой в Неделю 4-ю читалось соответствующее евангельское чтение.

Богослужение Недели 4-й поста почти идентично служению святого без знака в воскресный день; главное отличие – добавление покаянного канона Триоди и самогласна на утрене. Если случится любой значимый праздник Минеи (святой с полиелеем, также Благовещение Богородицы, его предпразднство или попразднство), то все песнопения преподобному опускаются (фактически его память также отменяется), однако остаются в богослужении покаянный канон и самогласен Триоди.

Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник

Угод­ник Бо­жий пре­по­доб­ный Иоанн жил в 6 ве­ке, ро­дом си­ри­а­нин, по сво­е­му со­чи­не­нию на­зван­ный Ле­ствич­ни­ком или опи­са­те­лем ле­стви­цы, а по ме­сту бла­го­че­сти­вых по­дви­гов сво­их – Си­на­ит. На 17 го­ду сво­е­го воз­рас­та Иоанн при­нес со­бою угод­ную Бо­гу жерт­ву; те­ло воз­нес на Си­най­скую го­ру, а ду­шу на го­ру небес­ную; ви­ди­мо взой­дя на го­ру, он при­бли­зил­ся к небес­ной вы­со­те, умом со­зер­цая Бо­га неви­ди­мо­го; на Си­нае Иоанн при­нял ино­че­ство. Пре­бы­вая на Си­най­ской го­ре в по­дви­гах уеди­не­ния 19 лет – до со­ро­ка­лет­не­го сво­е­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный уда­лил­ся по­том в си­най­скую пу­сты­ню Фо­ла, от­сто­я­щую на 5 ста­дий от си­най­ской Церк­ви, и здесь в ве­ли­ких по­дви­гах стро­го­го по­ста и непре­стан­ной мо­лит­вы под­ви­зал­ся 40 лет. В про­дол­же­ние этой необык­но­вен­ной Че­ты­ре­де­сят­ни­цы пост его был столь же необык­но­ве­нен, как и са­мое про­дол­же­ние вре­ме­ни его по­ще­ния. Хо­тя пре­по­доб­ный не укло­нял­ся от пи­щи, невоз­бра­нен­ной Уста­вом во вре­мя по­ста, дабы тем со­кру­шить, как сам го­во­рил, рог гор­ды­ни, но при­ни­мал ее столь ма­ло, что ка­зал­ся бо­лее от­ве­ды­ва­ю­щим, неже­ли вку­ша­ю­щим; за­то от вся­кой стра­сти воз­дер­жи­вал­ся он ре­ши­тель­но, по­ве­ли­тель­но го­во­ря ей: мол­чи, оне­мей! По­ка­я­ние его со­еди­не­но бы­ло с глу­бо­ким со­кру­ше­ни­ем серд­ца и сле­за­ми. Дол­го и по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны его по­ка­зы­ва­ли под го­рою весь­ма тес­ную пе­ще­ру – это со­кро­вен­ное ме­сто по­дви­гов по­ка­я­ния, ко­то­рое на­зы­ва­ли сле­зо­точ­ным и ко­то­рое на столь­ко от­сто­я­ло от об­ще­жи­тия, сколь­ко нуж­но бы­ло, чтобы ры­да­ний Иоан­на не слы­ша­ли дру­гие.

Пре­по­доб­ный Иоанн, по­став­лен­ный ру­ко­во­ди­те­лем (игу­ме­ном) дру­гих, на­чал путь но­во­го вос­хож­де­ния к Бо­гу и боль­ше­го при­бли­же­ния к небу. По­доб­но Мо­и­сею, он, по сло­вам пи­са­те­ля его жиз­ни, при­бли­зил­ся к Бо­гу, при­ял мыс­лью бо­го­на­чер­тан­ный за­кон и тро­стью ду­ха на­чер­тал, по прось­бе пре­по­доб­но­го Иоан­на игу­ме­на ра­иф­ско­го, бо­го­пи­сан­ные скри­жа­ли («Ле­стви­цу рая»), ко­то­рые пре­дал не толь­ко ру­ко­во­ди­мым им, но и всем же­ла­ю­щим вос­хо­дить на небо.

Вос­хо­дя да­лее по сте­пе­ням ду­хов­ных со­вер­шенств, и с боль­шей рев­но­стью, неже­ли до при­ня­тия на­чаль­ства над бра­ти­ей он из­ло­жил кни­гу к пас­ты­рю, и та­ким об­ра­зом сде­лал­ся ру­ко­во­ди­те­лем са­мих ру­ко­во­ди­те­лей.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 80 лет от рож­де­ния сво­е­го, око­ло[1] го­да. Па­мять св. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью 12 ап­ре­ля (30 мар­та).

Сло­ва­ми Апо­сто­ла, чи­та­е­мо­го в чет­вер­тую неде­лю, Цер­ковь сви­де­тель­ству­ет, что Бог, же­лая пре­иму­ще­ствен­нее по­ка­зать на­след­ни­кам обе­то­ва­ния непре­лож­ность во­ли Сво­ей, упо­тре­бил в по­сред­ство клят­ву, дабы име­ли твер­дое уве­ре­ние при­бе­га­ю­щие к Нему (Евр.6:13-20). А в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии в вос­крес­ный день чет­вер­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь к уте­ше­нию и на­зи­да­нию по­стя­щих­ся, бо­же­ствен­ным сви­де­тель­ством утвер­ждая мо­гу­ще­ство по­ста и мо­лит­вы, от­крыв­шее Иоан­ну ле­стви­цу рая и воз­вед­шее его на вы­со­ту ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, бла­го­вест­ву­ет, что и дух зло­бы из­го­ня­ет­ся из че­ло­ве­ка толь­ко мо­лит­вой и по­стом, и вме­сте пред­воз­ве­ща­ет при­бли­жа­ю­щую ра­дость вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (Мк.9:17-31).

Из кн. «Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной
Ка­фо­ли­че­ской Во­сточ­ной Церк­ви»
прот. Гри­го­рий Де­боль­ский

 

Богослужебные (литургические) особенности

На 4-й седмице поста во вторник и четверг совершаются богослужения по обычному великопостному чину, тогда как остальные 3 дня относятся к особым дням святой Четыредесятницы.

В понедельник богослужение имеет только 2 особенности:

  • на 1-м часе совершается поклонение Кресту;
  • на всех часах и на изобразительных по «Отче наш…» читается кондак Кресту «Не ктому пламенное оружие…» (другие кондаки опускаются).

Среда 4-й седмицы – уникальный день, середина поста. Примечательна особенность: если в этот день случится полиелейный святой (40 мучеников Севастийских), то ради середины поста его служба переносится на предыдущий день (вторник). Служба совершается только по Триоди. Вот основные особенности среды:

  • на утрене канон совершается по великопостному чину, разве что вместо канона Минеи используется полный канон Триоди вместе с трипеснцем.
  • По 9-й песни читается особый светилен;
  • Поклонение Кресту на 1-м часе (как в понедельник);
  • Кондак Кресту на всех часах и на изобразительных;
  • На литургии Преждеосвященных Даров с этого дня начинают добавлять ектению о готовящихся к просвещению (крещению, это связано с традицией крестить оглашенных в Великую Субботу).

Пятница 4-й седмицы. Служба аналогична среде (разве что нет светильна по 9-й песни канона). Поклонение Кресту совершается не на 1-м часе, а после отпуста изобразительных; это – последнее поклонение Кресту, после чего священник уносит Крест в алтарь.

Суббота 4-й седмицы.

Последняя заупокойная суббота Великого поста; служба совершается по тому же чину, что в две предыдущие субботы. 

 

Дорогие братья и сестры! Приход остро нуждается в финансовой помощи - на сегодняшний день в доме батюшки нет даже самых необходимых продуктов питания. Две лепты вдовицы даровали ей рай. Просьба посильно помочь приходу в сложной житейской ситуации. Под этим постом можно писать записки о здравии и упокоении ( с соответствующими пометками). Милостыня открывает жертвователям рай и прощает все грехи. Храни Вас Бог!

ЖЕЛАЮЩИМ ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРИХОДУ:

КАРТА СБЕРБАНКА 2202-2004-9916-1097

Просмотров: 88 | Добавил: Admin | Теги: бдение, христианство, ЛИТУРГИЯ, часослов, Великий пост, недели поста, Минея, Православие, октоих | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Март 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0