1. Если какой-либо человек сомневается или не верует в святую Божественную Тайну, в коей прелагаются хлеб, находящийся на трапезе, в Тело и вино в Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, и становятся в священном служении истинным Его Телом и Кровию, то каждый православный христианин должен вопросить его так: может ли Бог сделать что-либо большее, чем человек, и высшее его разума?
И когда ответит: да, может, — скажи ему: почему же Он не может дать нам в снедь плоть Свою? Ибо если «Словом Господним небеса утвердишася» (Пс.32:6), то тем словом Божиим пременяет Он хлеб и вино в Тело и Кровь Свою.
2. Если же недоумеваешь, каким образом Христос, Который находится на небесах, в то же время присутствует и на трапезе, то удивись и тому, что одно и то же солнце, которое нас освещает и согревает, в одно и то же время находится и на небе, и на земле, на востоке и на западе, и во всех странах мiра. Подобным образом и Христос в Пречистых Тайнах творит великое и преславное в одно время и на небесах, и на земле, как Единый Всемогущий и Всесильный: на небесах — истиною естественною, а на земле — властию Божества, непостижимою и неизреченною, превосходящею человеческое разумение.
3. И затем, если удивляешься тому, что единый неделимый Христос во многих частях одинаково всем верующим раздается, в одной не больше не меньше, чем в другой, то удивись и тому, каким образом мой единый голос находится в одно время и в моих устах, и в ваших ушах?
4. И если сомневаешься, каким образом не разделяется тело при раздроблении Тайн, когда раздробляется агнец или каким образом в каждой части присутствует целый и совершенный Христос, то удивись и сему: когда раздробляется зеркало на мелкие части, то образ человеческий в нем не раздробляется, но в каждой части является столь же целым, как и в полном зеркале.
5. Может быть, ты недоумеваешь, каким образом Христос, снедаемый часто, не умаляется, но пребывает целым во веки? Тогда удивись и сему: когда от одной свещи возжигаются многие другие, первая свеща в своей светлости не умаляется.
6. И если спросишь о том, каким образом Христос, входя вовнутрь нашего естества, не оскверняется и не заключается, то и я спрошу тебя: солнце, проходя над смрадными местами, оскверняется или нет? Ведаю, что премудрый и верующий не дерзает говорить об этом. Тем более Христос, Свет всякой чистоты, не оскверняется и не заключается: Сущий, Которого не мог удержать ад и грозные печати, и затворенные и крепко запертые во входах к ученикам двери.
7. Также и о случаях со страшными Христовыми Тайнами и о снедаемой части разумей, что они не подлежат тлению, как общие брашна, но, как говорит святой Златоуст, сей священный хлеб и вино пременяются в некое тонкое вещество и расходятся во все составы тела нашего. Равным образом и в том случае, если случится, что Святые Тайны, по небрежению или случайно, упадут, сгорят, сгниют, замерзнут, загрязнятся и проч., то этому подвергается не Тело Христово, а внешний вид хлеба и вина. Сия же безстрастная жертва никаким образом не причастна сему. Да не будет так! Ибо однажды только плоть Христова пострадала за нас, по Воскресении же не подлежит страданиям. Однако иерей не остается без наказания за небрежение свое, ибо тяжко согрешает, и потому подлежит наказанию и епитимий по рассуждению архиерея своего.
8. И если удивляешься, каким образом в малой частице Тайн заключается весь полный и целый Христос, то удивись и тому, как в столь малом зерне глаза твоего столь великие грады вмещаются и им объемлются? Но узнав сие, не испытывай неизследимого таинства, но непоколебимою верою и сердечною любовию вознеси благодарение деятельное и умственное страшному и сильному и Всемогущему Царю и Богу Вседержителю за неисповедимые дары Его.
9. Но если спросит кто-либо: как должен я готовиться к принятию Тела и Крови Христовой? Вопроси апостола Павла, и он научит тебя двум душеполезным добродетелям. Во-первых: «Да искушает себе человек, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет» (1Кор.11:28). Во-вторых: да рассудит, что есть Тело и Кровь Господня, кто и каков ты сам и с Кем хочешь соединиться? Как приступаешь, и Кого причащаешься?
10. Искушайте, как подобает познавать самих себя, и чистым ли умом созерцаете в сердце своем? Имеете ли мир с Богом, единомыслие с Церковью Его и любовь к ближним своим? Ибо, пока ты лежишь во грехах, ты не имеешь мира с Богом, потому что грехи наши разлучают нас с Богом, по словам: «Не греси ли ваши разлучают вас от Мене?» (Ис.59:2). Они делают нас врагами Богу нашему, мерзкими и ненавистными, диаволу же доставляют радость и веселие о нас.
11. Точно так же, если ты упорно пребываешь в какой-либо ереси, не исправляешься, не веруешь так, как научает нас, сынов своих, Церковь Божия чрез Духа Святого и слово Божие, то ты не имеешь мира с нею и являешься врагом ее. Помысли и о том, что если ты имеешь гнев и ненависть к ближнему твоему, то нет у тебя мира с ним, и ты недостойно вкушаешь Тело и Кровь Христову, кои суть соединения и примирение наше с Богом.
12. Наконец, «разсуждение Тела Господня» (1Кор.11:29) – в том, согласно ли с Церковью мыслишь ты о страшных Тайнах? Хотя телесными очами видишь хлеб и вино, но веруй твердо и без сомнений в то, что существо их, наитием Святого Духа и действием Его и властию всемогущего слова Божия, пременяется в Тело и Кровь Христову настолько, что ничего иного в них не остается, кроме самого истинного Тела и Крови Господней, под внешним видом вещества пшеничного, квасного, новоиспеченного, мягкого хлеба и вина, из виноградных гроздьев или ягод приготовленного.
О человеке! Словом Божиим уверяйся
И подобиями сими в вере укрепляйся.
Выше себе искати, молю тя престати,
И на правоте в церкви святей добре стати.
Слово бо Божие в век присно пребывает
И вся по своей Его воли претворяет.
Веруй, яко хлеб Его есть святое Тело
И вино — Кровь, и яко Божественно дело.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
|