Матерь наша святая Церковь в своих песнопениях, поемых на сырной неделе, припевает нам, своим детям: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия, приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа». И в другом месте: «Се, время покаяния, предпразднственный сей постов вход».
И еще: «постов входы и преддверия вся да не оскверним зле невоздержанием и пьянством». И слышим мы из песней святой Церкви и знаем, что такое масленица, — знаем, что она есть начало или преддверие святого Великого поста. Ибо вот уже и мясо употреблять и браки венчать святая Церковь запретила; в среду и пяток литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать, повелела: и для того христианам, как истинным сынам Церкви, должно в сию седмицу далеко воздержнее во всем поступать, нежели в прошедшие дни, хотя и всегда воздержание похвально.
Но так ли делается? Сами знаете, не для чего о том говорить. Слушают ли христиане сладких и достолюбезных песнопений матери своей Церкви? Какая жалость! Какой стыд нам! Сыны родих, — простирает она Божий жалобный глас, — сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене. Сыны родих купелию пакибытия (т.е. св. крещения), напоила млеком Божия слова, воспитала таинствами веры, одела одеждою нетления, утвердила надеждою вечного живота. Слыши, небо, и внуши, земле. Сыны родих и вознесох, тии же отвергошася Мене...
Как же дети отрекаются от своей матери, послушайте: она приказывает в те дни более благоговеть, а те более бесчинствуют; она приказывает воздерживаться, а они более страстям предаются; она определяет пост, а они более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а они более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а они более прилагают; она предлагает покаяние, а они более свирепеют; она велит сетовать за содеянные грехи, а они более грехов прибавляют; она повелевает плакат, а они более утешаются; она велит умилостивлять Бога, а они более прогневляют.
Справедливая жалоба! сожаления и плача достойный глас! Сыны родих и вознесох, тии же отвергошася Мене. Слыши, небо, и внуши, земле! Дети отрекаются от своей матери, христиане Церкви Христовой не слушают, христиане, отвергшиеся сатаны и всех дел его, паки к делам его обращаются! Дело достойное сожаления, братие, да и страшное! Ибо кто Церкви не слушает, тот, по словеси Христову, как язычник и мытарь. И еще повторяю: кто Церкви не слушает, тот не есть сын Церкви; кто не сын Церкви, тому Христос не пастырь; кто не Христова овца, тот напрасно ожидает вечной жизни. Ибо Христос только Своим овцам обещает живот вечный: овцы Моя, говорит Он, гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им, Вот, братие, к чему приводит бесчинное празднование масленицы.
Самое празднование масленицы есть дело языческое. Был у язычников ложный бог, изобретатель всякого пьяного пития. Сему скверному божку язычники учредили особливые в году праздники, и эти праздники проводили во всяких бесчиниях, играх, пьянствах и скверностях, Смотрите: не так ли и христиане проводят масленицу, да и прочие не так ли празднуют праздники? Не для чего в полудни света показывать, сами видите. А я еще подтверждаю, что кто масленицу в бесчиниях провождает, тот явным преслушником Церкви бывает и как бы упорно противу ее стоит, и показывает себя недостойным и имени христианского.
Знаете ли, братие, какими днями ограждается масленица, или сырная седмица, какое ее начало и какой конец? Начинается она в первый день после недели мясопустной, в которую Церковь святая воспоминание творит Страшного суда Христова, чтобы тем в страх и чувство нас привести. Тогда св. Евангелие проповедует, что приидет Сын человеческий в славе Своей и вси святии ангели с Ним; приидет Тот Судия страшный, Который сердца и утробы испытует, от Которого гнева и ярости вся тварь вострепещет, небо потрясется, солнце во тьму преложится, и луна не даст света своего, звезды небесные спадут, горы растают, и самый ад поколеблется; тогда скажут горам: падите на нас, и холмам: покройте нас от лица седящего на престоле, и от гнева Агнца! Тогда возвещается, что пред сим страшным Судиею соберутся все языцы, и разлучит Он их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ, Тогда представляется, что овцы, т.е. праведники, поставлены будут одесную страшного Того Судии, а козлища, то есть грешники, ошуюю. Тогда слышится к сущим одесную вожделенный глас Судии праведного: придите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира... Тогда аки гром возгремит и всех в трепет приведет страшное изречение прогневанного Судии к сущим ошуюю Его: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его!... Вот что представляет нам день тот, который предваряет седмицу сырную. Можно, кажется, почувствоваться всякому и осторожнее поступать в последующих днях, кто хотя мало попечения о душе своей имеет и верует, что будет страшный тот день.
А чем кончается сырная седмица? В неделю сыропустную воспоминает нам св. Церковь падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих, Так мы поэтому в этот день оплакиваем крайнее наше несчастие, оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божией. По этой заповеди Божией, правосудием мы проклятию преданы, на смерть осудилися, предалися тлению, изгналися от рая, лишилися краснейшей оной доброты, удалилися от богосозданного селения, посланы в юдоль сию плачевную, в поте лица нашего искати хлеб себе.
Плачем еще, поминая тот час, в который образ Божий потеряли мы, и приложилися скотам несмысленным и уподобилися им, в который, наконец, смерть начала над нами царствовать. О, сколь плачевное воспоминание! Каким печальным днем оканчивается масленица. Всех бед и зол начало в тот день воспоминаем мы. Видите, братие, какими днями ограждается масленица: один нам предлагает плач, а другой страх; один представляет начало грехопадения, а другой — муку вечную за грех; один воспоминает, что грехом прогневали мы Бога, а другой предсказывает, что прогневанный Бог за этот грех будет судить и воздаст каждому по делам его.
Вот теперь видите, что такое сырная седмица, и как противно христианству поступают те, кто проводит ее в пьянстве и других бесчиниях; посему, чтобы проводить ее по-христиански, должно поступать так, как приказывает св. Церковь, а именно: отложить все вкрадшиеся непристойные забавы и оставить злой обычай, памятуя страшный суд Христов, и воспоминая праотеческое падение и все бедствия, от того последовавшие.
Надобно отстать, и еще повторяю, надобно отстать заранее, от того, что при исходе души от тела будет совесть нашу терзать и мучить! Ежели теперь от злых обычаев отстанем, то это будет дело нашего доброго произволения; а если не оставим их теперь, то при смерти уже они нас самих не оставят, хотя бы мы того и не желали...
Но тогда уже вооружится совесть, которая будет обличать, мучить, терзать нас, что не слушали мы полезного увещания; тогда будет истязание страшного суда Божия, тогда настанет скорбь, печаль, болезнь, тоска, воздыхание, отчаяние вечной жизни, тогда обымет нас трепет и ужас геенны, будет тогда раскаяние истинное, но уже позднее.
Внимай сему, грешник, и паки говорю: внимай, дабы не постигло тебя все сие! Пожалей себя, ибо Бог о тебе еще печется, когда дает тебе случай и время к покаянию.
Впрочем, кто не захочет исправиться по застарелому обычаю, тот пусть знает: если и всегда худо и грешно проводить время в бесчиниях, то наипаче грешно так провожать седмицу сырную, как преддверие святого поста.
И слышим мы из песней святой Церкви и знаем, что такое масленица, — знаем, что она есть начало или преддверие святого Великого поста. Ибо вот уже и мясо употреблять и браки венчать святая Церковь запретила; в среду и пяток литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать, повелела: и для того христианам, как истинным сынам Церкви, должно в сию седмицу далеко воздержнее во всем поступать, нежели в прошедшие дни, хотя и всегда воздержание похвально.
Святитель Тихон Задонский (†1783) о масленице
Источник: "Православная Русь" №3 1992, с.1-2.
|