Постъ есть воздержаніе на нѣкоторое время отъ пищи и питья, съ какими бы цѣлями это ни происходило. Оттого бываетъ постъ различный. При извѣстныхъ обстоятельствахъ онъ святъ и Богу угоденъ; въ другихъ случаяхъ собою представляетъ лицемѣріе и Богу противенъ. Такъ народъ Израильскій въ ветхомъ завѣтѣ по Божію повелѣнію однажды въ годъ долженъ былъ поститься, а именно въ великій день очищенія, такъ что онъ воздерживался отъ всякой пищи и питья до вечера; каясь и въ смиреніи онъ долженъ былъ исповѣдывать въ этотъ день свои грѣхи и обращаться къ Богу съ сердечною молитвою о прощеніи ему ради обѣщаннаго Мессіи всѣхъ грѣховъ и злодѣяній (Лев. ХVI, 29).
Тотъ постъ напротивъ собой представляетъ лицемѣріе, когда думаютъ, что будетъ достаточнымъ удовлетвореніемъ за грѣхи, если они только предъ людьми будутъ поститься или дадутъ иныя доказательства своего благочестія, лишь внѣшнимъ образомъ засвидѣтельствовавъ предъ людьми о немъ. Такой постъ Богомъ воспрещенъ и Ему не угоденъ. Но именно такимъ былъ постъ фарисеевъ, которые своимъ постомъ хвастались предъ Богомъ и постились чтобы снискать чрезъ то благоволеніе Божіе. Они выставляли свой постъ на видъ людямъ и думали, что состоятъ людьми святыми и что и этимъ постомъ свидѣтельствуютъ о своемъ смиреніи предъ Богомъ (Мѳ. VI, 16; Лк. ХVIII, 12). Такимъ лицемѣрнымъ постомъ и понынѣ состоитъ тотъ постъ, когда воздерживаясь отъ мяса употребляютъ въ пищу кушанья рыбныя, отличающіяся еще болѣе тонкимъ вкусомъ, чѣмъ мясныя, заканчиваютъ принятіе такой пищи вкусными печеньями и запиваютъ хорошимъ виномъ: тутъ ничего нѣтъ Богу угоднаго и такой постъ не можетъ быть считаемъ выраженіемъ раскаянья во грѣхахъ. При такомъ постѣ тѣло все-таки наполняется, только другимъ родомъ пищи и разгорячается напитками. Такой постъ далѣе потому лживъ, что избѣгаютъ одного рода пищи, чтобы вмѣсто нея пользоваться другимъ вкуснѣйшимъ; но все созданное Богомъ должно быть принимаемо съ благодареніемъ (1 Тим. IV, 3). Наконецъ это постъ самоизмышленный, какого Богъ не заповѣдалъ; потому и угоднымъ Ему онъ быть не можетъ.
Постъ святой и Богу угодный есть первѣе всего постъ духовный, когда человѣкъ воздерживается отъ необузданныхъ плотскихъ пожеланій, избѣгаетъ обычныхъ своихъ грѣховъ и упражняется въ дѣлахъ любви. Безъ этого никакой постъ не можетъ быть ни угоднымъ Богу, ни для человѣка спасительнымъ. Такого истиннаго поста Богъ требуетъ и желаетъ чрезъ своего пророка Исаію и говоритъ о немъ слѣдующее: Таковъ ли тотъ постъ, который Я избралъ, день, въ который томитъ человѣкъ душу свою, когда гнетъ голову свою какъ тростникъ и подстилаетъ подъ себя рубище и пепелъ? Это ли назовешь постомъ и днемъ угоднымъ Богу? Вотъ постъ, который Я избралъ: разрѣши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенныхъ отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо. Раздѣли съ голоднымъ хлѣбъ твой и скитающихся бѣдныхъ введи въ домъ; когда увидишь нагаго, одѣнь его, и отъ единокровнаго твоего не укрывайся (Ис. LVIII, 5-7). – Прекрасно объ этомъ духовномъ постѣ говоритъ блаженный Августинъ: «Что пользы тѣло пищи лишать, а душу при этомъ грѣхами наполнять? Что пользы отъ поста блѣднѣть, а отъ ненависти и отъ зависти зеленѣть? Что проку въ томъ – вина не пить, а себя въ то же время отравлять ядомъ гнѣва? Что за толкъ отъ пищи тѣломъ воздерживаться, и при этомъ злыми пересудами члены ближняго разрывать» (lib. 67 de temp.)?...
Святымъ и Богу угоднымъ состоитъ и тѣлесный постъ, когда, отъ пищи и питья воздерживаются, чтобы тѣмъ способнѣе быть къ благоговѣйной молитвѣ, тѣмъ рачительнѣе быть въ разсмотрѣніи грѣховъ и тѣмъ теплѣе быть въ смиреніи себя предъ Богомъ, прогнѣваннымъ тѣми грѣхами. Короче сказать: если на извѣстное время воздерживается кто отъ пищи и питья, чтобы освятить себя и упражняться въ нелицемѣрномъ раскаяніи, то это хотя и тѣлесный, но угодный Богу постъ. Когда тѣло обременено излишними пищей и питьемъ, то человѣкъ вялъ на подобныя святыя упражненія. Напротивъ если и въ иныхъ случаямъ энергія дѣятельности обусловливается неотягощенностью себя и необремененностью питьемъ и пищею, то не тѣмъ ли болѣе умѣстны эти при подвигахъ духовныхъ и святыхъ, не тѣмъ ли способнѣе къ нимъ человѣкъ, ихъ для себя не затруднившій излишними пищей и питьемъ? Масличное дерево, растущее на песчаномъ сухомъ холмѣ, бываетъ плодоноснѣе; посаженное же въ почву влажную оно остаться можетъ вовсе безъ плода: подобно этому и христіанинъ, если онъ на извѣстныя времена отказывается отъ нѣкоторыхъ родовъ пищи и питья, но и къ другимъ прикасается съ мѣрой, оказывается стоящимъ какъ бы на сухомъ и каменистомъ песчаномъ холмѣ, въ покаянныхъ подвигахъ себя упражняетъ тѣмъ успѣшнѣе и плодотворнѣе; ими онъ, какъ маслина плодами, начинаетъ изобиловать.
Постъ способствуетъ восхищенности, восторженному состоянію духа и молитвѣ. Сухое дерево сгораетъ гораздо скорѣе, чѣмъ сырое; сухой трутъ принимаетъ на себя искру, мокрый же отъ нея не воспламеняется. Св. Златоустъ кажется именно на это дѣйствіе поста указываетъ, когда говоритъ (въ бесѣдѣ 2-й о покаяніи): «Постъ есть пища для души». Чѣмъ служатъ крылья для птицы при излетѣ ея отъ земли въ высоты, нѣкоторымъ образомъ тѣмъ же служитъ постъ и для человѣка, когда онъ хочетъ отдаться подвигамъ его освящающимъ и богоугодному во грѣхахъ раскаянію. Подъ вліяніемъ поста душа воспаряетъ отъ земли, воспаряетъ въ своихъ богобоязливыхъ покаянныхъ вздохахъ и сокрушенныхъ молитвахъ въ высоты неба и здѣсь ищетъ у Бога милости и прощенія грѣховъ. «Постъ очищаетъ душу, говоритъ блаженный Августинъ, возвышаетъ наше внутреннее чувство, тѣло подчиняетъ духу, дѣлаетъ сердце сокрушеннымъ, его надменность при этомъ понижается, туманъ грубыхъ пожеланій разсѣевается, пылъ страстей тухнетъ, возжигается въ душѣ свѣтъ цѣломудрія» (рѣчь о юности).
Тѣлесный постъ бываетъ двухъ родовъ, общій и частный. Общій постъ есть тотъ, когда постится все общество, чтобы нелицемѣрнымъ покаяніемъ и смиренною молитвою отвратить отъ себя общественныя бѣдствія и кары небесныя и испросить себѣ у Бога милостивое прощеніе грѣховъ. Такой общій постъ нѣкогда былъ свыше рекомендованъ Іудеямъ чрезъ пророка Іоиля. Назначьте постъ, говорилъ пророкъ именемъ Божіимъ, объявите торожественное собраніе, созовите старцевъ и всѣхъ жителей страны сей въ дот Господа Бога вашего и взывайте къ Господу (I, 14). Чрезъ того же пророка своего Богъ повелѣваетъ: Вострубите трубою на Сіонѣ, назначьте постъ и объявите торжественное собраніе, соберите народъ, освятите общество, пригласите старцевъ, массами пусть соберутся дѣти и грудные младенцы; пустъ выйдетъ женихъ изъ чертога своего и невѣста изъ своей горницы (Іоил. II, 15, 16). – Такой общій постъ объявилъ по всей Іудеѣ благочестивый царь Іосафатъ, дабы раскаяніемъ во грѣхахъ предотвратить бѣдствія отъ нашествія Моавитянъ, шедшихъ въ большомъ числѣ на Іудею (2 Пар. XX, 3). – Когда пророкъ Іеремія именемъ Божіимъ возвѣстилъ Іудеямъ имѣющія постигнуть ихъ суровыя и тяжелыя наказанія за ихъ грубое идолослуженіе и тяжкіе грѣхи, то въ 5-й годъ правленія Іоакима, царя Іудейскаго, въ 9-й мѣсяцъ назначенъ былъ постъ предъ лицемъ Господа всему народу въ Іерусалимѣ и всему народу, пришедшему въ Іерусалимъ изъ городовъ іудейскихъ (Іер. XXXVI, 9). – Когда пророкъ Іона по повелѣнію Божію въ обширномъ городѣ Ниневіи проповѣдывалъ: Еще сорокъ дней и Ниневія погибнетъ, тогда по повелѣнію царя Ассирійскаго и его правительства былъ объявленъ постъ, чтобы ни люди, ни скотъ, ни волы, ни овцы ничего не ѣли, ни на пасшбище не ходили бы и воды не пили бы (Іон. III, 4-7). – Пророкъ Захарія упоминаетъ о постѣ, который Іудеи во время и послѣ 70-лѣтняго плѣна Вавилонскаго наблюдали въ 4-й, 5-й, 7-й и 10-й мѣсяцы, чтобы съ раскаяніемъ вспоминать о великихъ несчастій и горѣ, какія послалъ на нихъ разгнѣванный Господь. Потому что въ 4-мъ мѣсяцѣ Іерусалимъ былъ вынужденъ Навуходоносоромъ, царемъ Вавилонскимъ, къ сдачѣ и взятъ былъ (Іер. LII, 6). Въ 5-й мѣсяцъ въ 10-й день его намѣстникъ, оставленный царемъ въ Іерусалимѣ, по имени Недусаръ Аданъ сжегъ прекрасный храмъ, выстроенный Соломономъ, вмѣстѣ съ царскимъ дворцомъ и со всѣми домами Іерусалимскими, а стѣны вокругъ города разрушилъ (Іер. LII, 13, 14). Въ 7-й мѣсяцъ Годолія, котораго Навуходоносоръ оставилъ царемъ надъ завоеванной страной, палъ отъ руки вѣроломнаго убійцы (Іер. ХЫ, 1, 2). Въ 10-й мѣсяцъ нѣкто спасшійся изъ Іерусалима принесъ въ Вавилонъ вѣсть, что городъ разрушенъ (Іез. ХХХШ, 21). – А когда Іудеи изъ суроваго своего плѣна Вавилонскаго снова въ Іерусалимъ возвратились, то назначили они въ 7-мъ мѣсяцѣ день для общихъ поста, покаянія и молитвъ, въ который они исповѣдывали предъ Богомъ свои грѣхи и злодѣянія своихъ отцовъ (Неем. IX, 1, 2).
Постъ тѣлесный долженъ быть названъ частнымъ, если кто нибудь воздерживается отъ пищи и питья или изъ за общей бѣдственности или при несчастій постигшемъ только его лично, постится, въ покаяніи смиряя себя предъ Богомъ и тѣмъ ревностнѣе и сердечнѣе проситъ и молитъ Бога объ освобожденіи отъ злоключенія и уменьшеніи его. Это будетъ постъ тоже частный, когда кто постится, чтобы тѣмъ успѣшнѣе бороться противъ пожеланій тѣлесныхъ. Подобный частный постъ наложилъ на себя царь Давидъ, когда перворожденное Вирсавіей дитя смертельно заболѣло (2 Царствъ ХII, 16). Подобный постъ наложилъ на себя пророкъ Даніилъ, когда онъ во вретищѣ и пеплѣ молился Богу за плѣнныхъ Израильтянъ и за городъ Іерусалимъ (Дан. IX, 2). – Постилась царица Есѳирь предъ тѣмъ какъ идти къ царю Артаксерксу, чтобы просить его за свой народъ, которому по проискамъ Амана грозило чуть не изглаженіе съ лица земли (Есѳ. IV, 15, 16). – Постомъ и молитвою служила Богу пророчица Анна (Лук. II, 37). – Постился по собственному личному почину и молился Богу благочестивый сотникъ Корнилій (Дѣян. X, 30). – Говорится о святыхъ Божіихъ въ Антіохіи, что они Господу служили и постились (Дѣян. ХIII, 1, 2).
Постъ становится святымъ и богоугоднымъ, если онъ состоитъ не во внѣшнемъ только воздержаніи себя отъ извѣстныхъ родовъ пищи и питья. Съ истиннымъ постомъ несовмѣстимы беззаконія, несправедливости, скупость, жестокость, безсердечіе, вражда, высокомѣріе, роскошь въ одеждѣ и т. п. Постъ безъ освобожденія себя отъ этихъ пороковъ святѣйшему и правосудному Богу не угоденъ. Чрезъ пророка Исаію Онъ говоритъ такъ: Вотъ вы поститесь для ссоръ и распрей и для того чтобы дерзкою рукою битъ другихъ; вы не поститесь въ это время такъ, чтобы голосъ вашъ былъ услышанъ въ высотѣ. Таковъ ли тотъ постъ, который Я избралъ (Ис. LVIII, 4)? (Ср. Іер. XIV, 12.). – Истинный постъ есть постъ нелицемѣрный; этотъ наблюдается лишь за тѣмъ, чтобы онъ былъ людьми замѣченъ. Такой постъ есть мерзость предъ Богомъ. Когда поститесь, говоритъ Христосъ, не будьте унылы подобно лицемѣрамъ, потому что они принимаютъ на себя мрачныя лица, чтобы показаться людямъ постящимися. Истинно говорю вамъ, что они уже получаютъ награду свою (Мѳ. VI, 16). – Истинный постъ, проистекаетъ не изъ мнѣнія о цѣнности поста самого въ себѣ, якобы постомъ можно было за свои грѣхи заплатить и онымъ эти изгладить и получить чрезъ то у Бога милость и вѣчное блаженство. Фарисей постился дважды въ недѣлю, и однакоже это его не оправдало предъ Богомъ (Лк. ХVIII, 12). Они призываютъ Меня къ правдѣ, говоритъ Богъ чрезъ пророка Исаію, и хотятъ со Мною состязаться: Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряемъ мы тѣла наши, а Ты не хочешь и знать о семъ (Ис. LVIII, 2, 3)? – Истинный постъ возникаетъ изъ усерднаго, смиреннаго и сокрушеннаго сердца, которое гнушается не только всякаго нечестія и грѣховъ, но которому противно и всякое лицемѣріе. Истиннымъ постомъ постящійся опечаливается собственными грѣхами, сознавая что ими онъ оскорбилъ и прогнѣвалъ Бога. Кто потерялъ что либо для себя любезное; напр, кто лишился дитяти, супруги или сердечно любимаго друга, тому ѣда и питье не идутъ на умъ. Въ отсутствіе жениха постятся. Христіанинъ грѣховной жизнью лучшаго своего друга прогоняетъ отъ себя. Грѣхъ насъ разлучаетъ съ Богомъ. Не должно ли сознаніе сего уже само собою постъ вызывать? Если мы видимъ предъ собою трупъ дорогаго намъ человѣка, то мы плачемъ, но плачемъ не потому чтобы печалиться, но потому, что печалимся. Слѣдовательно и тотъ, кто думаетъ о закрытіи своего сердца для дѣйствія въ немъ Божественной благодати и о заслуженныхъ наказаніяхъ отъ грядущаго гнѣва Божія, слѣдовательно и тотъ постится не для того чтобы печалиться, а потому постится, что печалится. Кому не по себѣ при какомъ либо дѣлѣ, кто самъ себѣ противенъ за то, что онъ собралъ на свою голову день суда или самъ себя опозорилъ, тому не до пищи и не до питья. Изъ подобныхъ же основаній вытекаетъ и постъ церковный.
Къ посту святому и богоугодному христіанина побуждаютъ Божественная воля и повелѣніе: Назначьте постъ (Іоил. I, 14; II, 15). Если постишься, помажь главу твою и умой лице (Мѳ. VI, 17). Да являемъ себя служителями Божіими во всемъ, пишетъ Апостолъ, и въ постахъ (2 Кор. VI, 4, 5). – Къ святому и богоугодному посту христіанина должна побуждать и польза поста, потому что постомъ усмиряются плотскія пожеланія. Убавь у слишкомъ горячаго коня корму, скоро онъ забудетъ про шалости и тебѣ легче будетъ управиться съ нимъ. Подобное же дѣйствіе на обузданіе плотскихъ похотей имѣетъ воздержаніе отъ пищи и питья. – Къ смиренію себя чрезъ постъ истиннаго сына церкви должно побуждать и то обстоятельство, что чѣмъ глубже кто смиряется предъ Богомъ, тѣмъ богобоязливѣйшимъ становится сердце того и тѣмъ пламеннѣе тотъ молиться можетъ объ отпущеніи ему его грѣховъ. – И примѣръ святыхъ Божіихъ, постомъ и молитвою себя смирявшихъ предъ Богомъ, для христіанина служитъ побужденіемъ къ посту.
«Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости». 1886. № 5. Ч. Неофф. С. 65-72.
|