Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, братия и сестры, Церковь Мать празднует день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Что же это за день?
Родители Пресвятой Богородицы долгое время были бездетными и дали обет Господу – если Он благословит им родить чадо, посвятить его Богу. Милосердный Господь услышал их молитвы и Святая Анна зачала. Когда у неё родилась Дочь, Её назвали Марией.
В три года пришло время исполнить обет. Когда крошечную трёхлетнюю девочку привели к иерусалимскому храму, Её уже встречал первосвященник и причетники. Первосвященнику было открыто Богом, что это необычное дитя. Каково же было изумление присутствовавших, когда Отроковица сама, без посторонней помощи, преодолела высокие ступени и вошла в храм.
А чем праздник знаменателен для нас, в сегодняшних реалиях? В эти дни Рождественского поста пусть каждый спросит себя – а я иду в храм? Имеется в виду не посещение храма несколько раз в год только телесно, потому, « что так надо» - нет, я говорю о постоянном движении в храм святости – очищении души и тела, исправление злых привычек и наклонностей, стремление стать добрее и чище. Это должно быть непрерывным деланием каждого христианина. Есть благочестивый христианский обычай – в каждый пост избавляться от какого-либо порока или страсти, пусть одного, но насовсем. Кто плохо выражается – распрощайтесь со сквернословием в этот пост, кто пристрастен к табаку или вкусной пище – да избавится от добровольного самоубийства и гортаннобесия. У каждого из нас масса пороков, но и масса времени их исправить. Вот суть поста. Ошибаются те, кто в постные дни ограничивает свои гастрономические изыски но продолжает убивать брата своего немилосердием или равнодушием. А ведь именно равнодушие, порой, бывает страшнее и смертоноснее атомной бомбы. От равнодушия церковных жрецов РПЦ на Дальнем Востоке умер нищий – ему не досталось немного добра, миски горячих щей и тёплого угла. В то время, как жрецы проезжали мимо на своих « мерседесах». Скажите, они постятся или нет? Разве суть поста в отказе от колбасы? Если бы это было так, то спасение было бы формальным, бездуховным, обрядовым. Но что говорит Спаситель? Милости хочу, а не жертвы. Вот она, православная суть поста. Милости по заповедям блаженств, а не постных щей ждёт от нас Христос. Конечно, телесное воздержание тоже очень важно для обуздания страстей и подавления в нас ростков всякого греха и пороков. Но без молитвы и милости телесное воздержание превращается, увы, в диету для похудения и очистки организма.
Второе главное условие правильного поста это скромность и отсутствие тщеславия и самодовольства. Это, по примеру евангельского фарисея, тоже, увы, весьма распространённый грех. Как часто приходится выслушивать вместо покаяния самодовольное самооправдание – а чем я грешен ( грешна)? Никого не убил, не обокрал. Нет, это уже не евангельский подход к посту, а сверка своих деяний с уголовным кодексом и общественной моралью. Богу угоден мытарь, бьющий себя в грудь с краткой молитвой « Боже! Милостив буди мне, грешному»!, чем фарисей, левой рукой обворовывающий слабых, а правый дающий батюшке пачку денег на храм. Нет, такая жертва Богу не нужна, она греховна. Но при чём здесь Введение во Храм – спросите вы. Отвечу. Вся наша земная жизнь это и есть дорога к храму, введение в небесное отечество. Блажен, кто понял это вовремя, кому Бог открыл духовные глаза на его мерзость греховной жизни под маской абсолютного благополучия. Чем раньше мы войдём в храм духовной жизни, тем больше успеем за тот кратчайший миг, который называется жизнью земной. Давайте вспомним слова из Писания – « блаженны не видевшие, но уверовавшие». Это о нас и нашем времени.
Мы не жили в первые годы христианства, не видели Спасителя во время Его земной жизни для нашего спасения, но мы веруем в Него. Значит, по слову апостола мы и есть блаженны. Но здесь есть оговорка – протестантские течения неправильно толкуют слово блаженны, как таковые, которые уже спасены, нет, блаженны в подлинном смысле этого слова это те, кто обрёл Христа в бурном течении земной жизни, для кого Он – Путь, Истина и Жизнь. Без Голгофы нет и Пасхи – так нас учат Святые Отцы. Иго Господне легко и благо – нужно только открыть своё сердце для учения Христа. Мы не можем ничего сделать доброго без помощи Божией, ибо слишком немощны для добрых дел и не можем держать свой разум в Богомыслии – это дар, который получают Святые, а также те, кто всей жизнью стремится угодить Господу.
С Праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы начинается зимняя чреда праздников. Но, как мы знаем, пандемия коронавируса и стремительно реализующийся сценарий политического и экономического изменения мира, безусловно, должен вносить коррективы и в нашу духовную жизнь. Христиане последних времён, то есть, мы с вами, не имеют права на духовное расслабление, беспечность или леность. Здесь хочется напомнить притчу о мудрых и юродивых девах. В наши дни она особенно актуальна. Загляните в своё сердце – разве нет в нём беспечности или русского « авось»? Авось, есть время, авось покаюсь, авось, авось, авось…. А ведь ещё величайший подвижник Зарубежной Церкви о. Серафим ( Роуз) в далеких 80-тых писал : « уже позже, чем нам кажется». Вот правильное восприятие окружающей действительности! Господь близ есть, при дверех, а мы вместо поста и покаяния думаем об украшении ёлки и новогоднем столе. В связи с грядущими новогодними праздниками хочется отметить, что в православии Новый Год празднуется не во время Рождественского Поста, а, разумеется, позже – в ночь на 14 января по новому стилю. Это ответ любителям компромиссов в новогоднюю ночь – дескать, ничего, съем сегодня колбаски, а завтра покаюсь – успею до Рождества. А вы уверены, что успеете? Евангельский богач тоже считал свои богатства и планировал пировать и веселиться годы – а душу его взял Бог в ближайшую же ночь. И куда попал этот несчастный? Поэтому ни в коем случае духовную жизнь и покаяние нельзя откладывать на завтра, « на потом» - это « потом» ведь просто может и не наступить. Подумаем же, братия и сестры в этот праздничныйдень о том, что в наших силах сделать для своей души. Богу ведь много от нас не нужно – Он требует только наше сердце. Любите Бога и веруете Ему? Явите дела по вере – накормите голодного, подайте неимущему, утешьте плачущего. Вера без дел мертва есть! – учит нас Писание. А мы, грешные, обмениваемся в соцсетях картинками и иконочками, а отойдя от волшебного монитора начинаем жить совсем иначе - в злобе, ненависти и зависти. Нагрешим – и снова к монитору - публиковать в группах и на страничках иконочки и цитаты святых отцов о любви и смирении. Так нельзя. Чем же мы отличаемся от евангельского фарисея? Дела, дела и ещё раз дела веры – вот чего ждёт от нас Господь. Входа в храм своей души, изменения сердца и ума – вот чего ждёт Отец Небесный, а не чествования подобных нам грешников, что обличает Господь.
Возлюбим же друг друга в день светлого праздника Пресвятой Владычицы нашей Богородицы не словами только, но и делами. И Милосердный Господь, видя стремление сердца нашего даст нам и благодать, и мудрость и всё потребное к жизни земной ибо где сокровище наше там и сердце наше будет. Аминь!
|