1. С позиции Древлеправославной Церкви, все существующие новообрядческие религиозные сообщества, признающие правильными деяния разбойничьих реформаторских соборов 1656, 1666, 1667 годов и следующие их противным Православию решениям; или, хотя и осуждающие (отвергающие) в той или иной мере деяния выше упомянутых соборов, но, тем не менее, удерживающие в своей сакрально-богослужебной практике так называемый новый обряд или считающие его «равноспасительным»; как и любые иные религиозные сообщества, находящиеся с вышеназванными в каноническом, молитвенном или литургическом общении, согласно 1-му правилу св. Василия Великого, являются расколом. Следовательно, пребывание в этих религиозных сообществах для верующих не спасительно.
2. Необходимо отметить, что как в постановлениях вышеуказанных реформаторских соборов с самого начала содержались догматические ереси, так и в период после раскола 17 века новообрядческие юрисдикции продолжили усвоение себе чуждых Православию учений и обновленческих обычаев. Это позволяет квалифицировать данные юрисдикции не только как расколы, но и как еретические сообщества.
3. Чада Русской Древлеправославной Церкви не должны иметь с членами указанных в пунктах 1 и 2 сообществ никакого молитвенного общения и никакого общения в таинствах.
4. Самовольное возвращение новообрядческих общин или целых сообществ к соблюдению древлеправославных чинов и обычаев само по себе не отменяет необходимость их примирения с Древлеправославной Церковью посредством существующего чинопоследования с отречением о никонианских ересей. До этого момента, с точки зрения Русской Древлеправославной Церкви, такие старообрядные общины ничем не отличаются от прочих общин новообрядческого раскола, поэтому молитвенное общение с ними и общение в таинствах также недопустимо.
5. Согласно 1-му правилу св. Василия Великого «древние положили приимати Крещение, ни в чем не отступающее от веры», то есть совершитель крещения должен непременно исповедовать Триединого Бога так, как учит Православная Церковь, а само крещение совершать согласно апостольскому преданию в три полных погружения крещаемого в воду, как об этом гласит 50-е правило св. Апостолов. Таким образом, если крещение было совершено кем-либо без соблюдения обоих этих условий, Церковь, даже с точки зрения церковной икономии (смотрительного снисхождения), не может признать такое крещение законным, совершившимся в действительности, или могущим быть восполненным только лишь «возложением рук епископских» (Св. Миропомазанием). Таким образом, всякий, приходящий к Древлеправославной Церкви из раскола любого новообрядческого толка, если был крещен в расколе не по православному обычаю (не в три полных погружения всего тела в воду), но каким-либо иным образом (например, неполным погружением или обливанием, или окроплением) должен быть присоединен к Церкви посредством совершения над ним полного православного чинопоследования Таинства Св. Крещения.
6. Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется мирянин, над которым в расколе было совершено правильное, православное по своей форме крещение в три полных погружения в воду, то таковой должен быть принимаем в церковное общение посредством совершения над ним специального церковного чинопоследования, сопровождающегося отречением от раскола и Св. Миропомазанием, согласно 1-му правилу св. Василия Великого.
7. Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется клирик, то он должен быть присоединен на тех же канонических основаниях, что и мирянин. Причем в том случае, если в расколе над ним было совершено правильное, православное по своей форме крещение в три полных погружения в воду, а также наверняка известно, что такое же правильное крещение было совершено и над рукоположившим его архиереем, то таковой клирик может быть принят в церковное общение не только без повторения таинства крещения, но и с сохранением полученного в расколе духовного сана, согласно 8-му правилу 1-го Вселенского Собора. Данное правило, хоть и было изначально составлено относительно раскольников-наватиан, тем не менее, по разуму 7-го Вселенского Собора «оно относится ко всякой ереси» (Деяние 1-е).
8. Говоря о том, что Церковь при вышеуказанных определенных условиях может принять с сохранением сана переходящего из новообрядческого раскола рукоположенного там клирика, Собор также подчеркивает, что это является правом Церкви, но никак не обязанностью. Церковь сама решает, как и в каком качестве должен быть принят всякий к ней приходящий и какое служение в дальнейшем он может в Церкви совершать. Сам же приходящий должен с кротостью и смирением принять любую волю Церкви о себе. По слову св. Василия Великого, то, что раскольники «сохраняют наше крещение, сие да не устыжает нас: ибо мы обязаны не воздавати им за то благодарность, но покорятися правилам с точностию» (св. Василия Великого 1-е правило).
9. Если к Русской Древлеправославной Церкви от новообрядческого раскола присоединяется мирянин или клирик, который, находясь в духовном единстве с раскольниками-новообрядцами, совершал при этом богослужение по старопечатным книгам и придерживался прочих древлеправославных преданий и обычаев, то таковой должен быть присоединяем к Церкви на тех же самых условиях и основаниях, на каких присоединяются к ней прочие раскольники-новообрядцы. Церковь не может делать между ними никакого различия, поскольку всякий кто «неприобщеному приобщается и сам не приобщен» (9-е правило Карфагенского Собора, Кормчая, лист 121 об.).
10. Тот факт, что Древлеправославная Церковь, при наличии вышеназванных условий, принимает в общение лиц, переходящих из новообрядческого раскола, без повторения над ними таинств — крещения, брака и священства — никак не оправдывает сам раскол и не может свидетельствовать о спасительности для раскольников совершаемых у них в расколе таинств, ибо «что во истине светлее препровождало бы их к вечной жизни, то в заблуждении становится для них более омрачающим и осуждающим» (68-е правило Карфагенского Собора).
(Из Деяний Освященного Собора 2018 года)
ОТРЕЧЕНИЕ ОТ НИКОНИАНСКОГО РАСКОЛА
Аз, имрек, от никонианскаго раскола всею душею моею приступаю ко истинней
Православней вере, единыя святыя соборныя и апостольския Церкви. Прежде
же всего отвращаюся и отрицаюся всякаго неподобнаго еретическаго мудрования, и
глаголю сице: Вси еретицы, раскольницы и раздорницы, осужденная на
седми вселенских и поместных святых соборех, и отвергнутая святыми отцы, да
будут анафема.
Вси, растлевающая правила и устои Церкви Христовой, власти земстей угодити
тщашеся, иже суть прельщенная суетными и тленными добротами жизни
мирстей, и допущающая решати дела церковная начальников мирских, да будут
анафема.
Вси, отревающая Апостольская и Святоотеческая Предания, содержимая
Древлеправославною Церковию, и учащия нарушати правила Церковная аки
обветшавшая, да будут анафема.
Учащая будто вси епископи купно ошибатися не могут, собор бо архиерейский
непогрешимый в вере есть, и по сему, мнящая беззаконных соборев деяния,
православными, да будут анафема.
Поборницы и устроители екуменическия ереси, учащая, аки бы в верах всех познания
Истины есть, и будто еретиц сборища, суть ветви Живоноснаго Древа
Единыя Сятыя Соборныя и апостольския Церкви, да будут анафема.
Приемлющая некающихся своея злобы еретиц аки Православных, и невозбранно
пущающая их к купной молитве с верными и таинствам цековным да будут
анафема.
Не крестящая в три погружения, во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, и разрушающая
сим Предание Апостольское, да будут анафема.
Порицающии многими злохулении древлецерковныя предания и обычаи, и обряды
иже бе в Церкви до времен Никона патриарха, и мнящии оныя
еретическими, да будут анафема.
Растлевающая руководство священных правил об оглашении во святем крещении, и
приводящии к оному человеков ненаученых закону христианския веры, а
почасту и вовсе неимущих веры Евангелию, да будут анафема.
Растлевающая правила церковная о епетимиях, и невозбранно допускающии тяжких
грешниц к Святому Приобщению, без отлучения на уреченное время от
оного, да будут анафема.
Вси, учащая суемудренно супротив правил Св. Апостол и Богоносных Отец ясти в
церковныя посты мяса и прочая, еже по правилам в посты отреченное суть, да будут
анафема.
Отметающая священное и святоотеческое Писание, воспрещающее брадобритие, да
будут анафема.
Вся прочая иныя явленныя и не явленныя ереси, и всех ересиначальников, и
безбожию поучающихся и всех единомудрствующих им поборниц, и последующих
им, и хвалящих их: всех сих отрицаюся и отметаюся, да будут оныя вси анафема, аз
же причитаюся ко Христу.
|