Свято-Никольский приход

Воскресенье, 24.11.2024, 00:12

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход


07:24
Родительские субботы

Дни особого поминовения усопших 2022

Роди́тельские суббо́ты – дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота (кроме тех случаев, когда в субботу случается праздник: полиелейный, бденный или великий) посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.

Суббота Описание
Вселенские родительские субботы

Троицкая суббота

В субботу перед праздником Святой Троицы

В Троицкую и Мясопустную субботы совершается поминовение всех усопших христиан, когда-либо живших на земле. Именно поэтому эти две субботы называются вселенскими; по статусу они выше других дней особого поминовения усопших.

Мясопустная суббота

За седмицу до Великого поста

Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей).
Родительские субботы Вел. поста

Три субботы Великого поста

Субботы 234‑й седмиц ВП

Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения). Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них.

Кроме того, заупокойные службы во 2‑ю – 4‑ю субботы Великого поста имеют другое, «требное» обоснование. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы заупокойных служб.

Частные родительские субботы

Радоница

9‑й день после Пасхи, вторник

Радоница – от слова радость, т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Димитриевская родительская суббота

Суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского (8 нояб.)

Впервые упоминается в памятнике XV века, хотя традиция поминовения усопших в этот день древнее. Основная причина – воцерковление языческого обычая осеннего поминовения умерших, совершавшегося в рамках культа предков. В монастырях XVI–XVII вв. в этот день поминали усопших монахов, в мирских храмах – всех христиан. В XVIII–XIX вв. появилось объяснение, будто Димитриевская суббота установлена святым благоверным князем Димитрием как день поминовения воинов, павших на Куликовской битве.

День поминовения погибших в ВОВ

9 мая

После Литургии служится панихида.
 

Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января)

После Литургии служится панихида.

Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.

В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасыпанихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.

Из дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.

 

***

Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ усопших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше усилие, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может улучшить их загробную участь.

В родительские субботы православному христианину следует посетить заупокойное богослужение, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за все умерших православных христианах (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого можно и кладбище посетить и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное. А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. И не забывайте: главное в этот день – молитва.

***

 


Вопросы о родительских субботах

Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?

Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).

Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?

Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника.

Зачем в храм приносят еду?

Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.

Следует трезво относиться к традиции приносить еду “на канун”, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.

Какие богослужебные особенности у Родительских суббот в Великий пост?

Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».

Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3‑ю или 4‑ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику.

Какие богослужебные особенности у вселенских родительских суббот?

Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6‑го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день.

Перенос заупокойного богослужения вселенской родительской субботы возможен только на предыдущую субботу и в редких случаях: если на мясопустную субботу выпадет Сретение Господне или в любую из этих суббот случится престольный праздник (в этом случае заупокойная служба переносится только в данном храме).

Основные богослужебные особенности мясопустной и Троицкой суббот следующие:

  • На вечерне вместо прокимена поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это – уникальная особенность указанных двух дней, больше в церковном году подобной замены прокимена на вечерне не бывает).
  • На утрене вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это особенность всех заупокойных суббот).
  • Тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичным «Тебе и стену и пристанище…»; оба эти песнопения нам «знакомы» по их использованию в панихиде.
  • 17‑я кафизма делится на две статии (по отметке «среда» в Псалтири) и читается духовенством; хор поет начало и конец каждой статии. После 1‑й статии – заупокойная ектения, после 2‑й статии – заупокойные тропари по «Непорочных» «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма. После этого еще одна заупокойная ектения. Так 17‑я кафизма совершается во все заупокойные субботы.
  • Канон: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы — канона храма, катавасия — Триоди. 2‑я песнь (канон имеет 2‑ю песнь, обратим на это особое внимание!) поется только по Триоди (ирмос и катавасия у этой песни совпадают).
  • По 6‑й песни: Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…». Кондак «Со святыми упокой…» и икос «Сам Един еси…». На практике во время 6‑й песни диакон отверзает царские врата, священник и диакон выходят царскими вратами в центр храма, где диакон произносит малую ектению перед тетраподом. Далее при пении кондака и икоса священник совершает малое каждение, начиная с тетрапода (тетрапод, иконостас, хор и народ с амвона, завершение каждения на амвоне и вновь тетрапод спереди). По окончании каждения духовенство уходит в алтарь и царские врата закрываются.
  • На литургии короткая схема пения тропарей и кондаков по входе: «Глубиною мудрости…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…».
  • Прокимен читается один (заупокойный), чтения два: рядовое и заупокойное (это касается и апостольских и евангельских зачал).

Близкие понятия

Просмотров: 89 | Добавил: Admin | Теги: погребение, свечи, Канун, пост, Панихида, родительская суббота, лития | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0