В декабре православный мир узнает имя нового Предстоятеля Кипрской Церкви. Как будут проходить выборы, и какое значение они будут иметь для УПЦ?
18 декабря 2022 года пройдут выборы нового Предстоятеля Кипрской Православной Церкви. О своем участии в предстоящих выборах заявили шесть кандидатов, однако, серьезно рассматривать можно только четырех из них: митрополита Лимассольского Афанасия, митрополита Пафосского Георгия, митрополита Морфского Неофита и митрополита Тамасосского Исаию. Именно из этих кандидатов киприотам и предстоит выбрать главу своей Церкви. Для нас, украинцев, этот вопрос не представлял бы особого интереса, если бы не одно «но» – признание большей частью Кипрской Церкви Томоса ПЦУ.
Признание Томоса ПЦУ и раскол в Кипрской Церкви
Напомним, что покойный архиепископ Кипрский Хризостом какое-то время пытался выдержать нейтралитет своей Церкви по отношению к легализации ПЦУ Фанаром. Более того, он даже пробовал стать посредником в поиске решения, приемлемого для конфликтующих сторон – Константинопольского и Московского патриархатов. Однако, вскоре архиепископ Хризостом посетил Фанар и кардинально изменил свою позицию. В 2020 году он продавил решение, согласно которому часть синодальных епископов проголосовала за поминание им Епифания Думенко. Решение Синода Кипрской Церкви стало скандальным, так как было принято перевесом всего в два голоса, и привело к тому, что практически половина епископата Кипра ушла в жесткую оппозицию Предстоятелю.
Среди иерархов, выступивших категорически против решения о признании ПЦУ особенно выделялись четверо – митрополиты Исаия Тамасосский, Никифор Киккский, Афанасий Лимассольский и Неофит Морфский. Первые три архиерея не только призывали отозвать решение о поминовении Думенко, но и официально отказались принимать участие в тех богослужениях, где звучало его имя. На протяжении четырех лет все четыре архиерея неизменно говорили о том, что решение Фанара предоставить Томос ПЦУ – не канонично и не обосновано. Их позиция во многом определяла позицию других Поместных Церквей, которые видели на Кипре не только иерархов, ратующих за каноны, но и наблюдали фактический раскол внутри Церкви, признавшей Думенко. Кипр стал очень показательным примером того, что легализация ПЦУ ничего хорошего для Церкви не принесет. И вот теперь три из указанных выше иерархов являются кандидатами на пост Предстоятеля Кипрской Церкви (кроме Никифора Киккского). Понятно, что от их личной позиции зависит очень многое.
Новый Предстоятель и ПЦУ
Почему от позиции нового главы Кипрской Церкви зависит так много? Во-первых,
новый Предстоятель может отменить решение Синода о поминовении Думенко. Причина для этой отмены очевидна: Синод позволил архиепископу Хризостому упоминать имя Епифания на литургии, но не обязывал это делать его преемника.
Во-вторых, если он откажется признавать ПЦУ, это однозначно приведет к пересмотру вопроса со стороны тех, кто признал. Кипр всегда воспринимался как союзник Фанара, а значит – его отказ от признания ПЦУ станет для других сигналом того, что затея «украинской автокефалии» ничего хорошего не сулит и не принесла пользы для Церкви.
В-третьих, новый Предстоятель Кипрской Церкви может и не отменять ничего. Тогда, положение УПЦ в лучшем случае останется прежним, а в худшем (более вероятном) – станет гораздо более тяжелым. Признание ПЦУ новым архиепископом Кипрским будет означать отказ от возможности пересмотра этого вопроса. Томос ПЦУ станет квази-экклезиологической «реальностью», повлиять на которую будет очень сложно.
Именно поэтому вопрос Предстоятеля Кипрской Церкви для нас так важен. Фактически, от того, кто возглавит Церковь Кипра, в большой мере зависит ситуация с «украинским вопросом» и общим кризисом Православия.
Для того, чтобы оценить шансы кандидатов, кратко напомним, как именно будут проходить выборы архиепископа Кипрского.
Как будут проходить выборы Предстоятеля Кипрской Церкви?
Итак, до 22 ноября все желающие принять участие в выборах должны были предоставить свои кандидатуры. После этого канцелярия Синода издала бюллетень, в котором указана вся нужная информация о кандидатах. А далее…
Далее, по Уставу Кипрской Церкви, все православные христиане Кипра (независимо от гражданства) могут отдать свой голос за кого-либо из кандидатов. Однако, 28 ноября 2022 года Священный Синод Кипрской Православной Церкви специально собрался для того, чтобы внести изменения в этот пункт Устава. Синодалы решили, что православных иностранцев, проживающих на Кипре, надо лишить права голоса на выборах.
Официально такое решение объясняется тем, что возникли «непредвиденные вопросы» и «превышены установленные сроки». Почему вдруг эти вопросы возникли именно сейчас, и почему ни с того ни с сего были превышены «установленные сроки» – непонятно. Ведь время до выборов еще есть, а решение об их дате принималось тем же Синодом и с тех пор не менялось. Далее синодалы заявили, что православным иностранцам нельзя будет голосовать, «чтобы выборы могли быть проведены как можно скорее в сроки, предусмотренные Уставом».
Однако, более вероятной причиной видится другая. Дело в том, что в связи с войной России против Украины на Кипре оказалось достаточно много беженцев и эмигрантов из обеих стран. Всего православных киприотов не так уж много – чуть более 500 000. Поэтому понятно, что даже несколько тысяч человек, прибывших с Украины могут достаточно серьезно повлиять на результат голосования. Не трудно догадаться, что эти люди отдадут свои голоса не за епископа, представившего лучшую предвыборную программу (там есть такое), а за епископа, который, по их мнению, стоит на позициях каноничного Православия, а значит – выступает против ПЦУ. И вот именно для того, чтобы уберечь себя от «неожиданностей», Синод Кипра решил запретить им голосовать.
Идем дальше. Согласно Уставу, на избирательных участках будут председательствовать государственные чиновники, а не церковные служащие. Представители кандидатов будут также присутствовать на избирательных участках.
На первом этапе всеобщим голосованием православные граждане Кипра определят трех кандидатов из списка претендентов. Затем Священный Синод из трех кандидатов выберет Архиепископа. Предстоятелем объявляется тот, кто получит абсолютное большинство голосов членов Священного Синода. Если это не будет достигнуто, голосование должно быть повторено на том же заседании Синода между двумя лицами, получившими большинство голосов. В случае равенства между ними, проводится жеребьевка. Таким образом, можно сделать вывод, что решение Синода не зависит от количества голосов, полученных претендентами при всенародном голосовании. Народ только выбирает кандидатов для синодального голосования, а выберет предстоятеля уже Синод.
По оценкам экспертов наибольшие шансы пробиться во второй тур (где будет происходить голосование Синода) имеет митрополит Лимассольский Афанасий. На данный момент более 44 процентов респондентов готовы отдать за него свои голоса.
Все остальные кандидаты имеют примерно равное количество тех, кто готов их поддержать. Но из их числа мы бы особенно выделили двух человек – митрополита Тамасосского Исаию и митрополита Морфского Неофита.
|