Свято-Никольский приход

Четверг, 21.11.2024, 20:42

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход


23:36
12 мая - Антипасха ( Красная горка). Просьба помочь на лечение регента храма.

 

Антипа́сха (от греч. ἀντιπασχα — вместо, напротив Пасхи) — первое воскресенье после Пасхи, служащее обновлением Праздника Пасхи в 8-й день. Этот день имеет три названия: АнтипасхаНеделя о ФомеНеделя Новая. Каждое из этих названий имеет определенный смысл и отражает этап в истории данного праздника.

antipasha 1 - Антипасха

Антипасха – самое древнее название (появилось в VI веке), которое отражает раннюю традицию восприятия этого дня как отдания Пасхи. Этот праздник уже в IV веке воспринимался как день, когда завершаются пасхальные торжества, о чем говорил блаженный Августин, называя Антипасху «октавой Пасхи» (впоследствии термин «октава» в западной литургической терминологии стал техническим термином, обозначающим отдание праздника). В древней иерусалимской традиции в этот день богослужение совершалось во многих чертах по тому же чину, что и в сам день Пасхи. В этот день совершались обряды, которые были завершением крещения оглашенных, совершавшегося в Великую Субботу: новокрещенные снимали белые одежды, омывали голову (всю Светлую седмицу голову не мыли, носили особый кукуль, чтобы сохранить помазание миром, которое наносили только на лоб). Получается, Антипасха – это день, завершавший древний пасхальный цикл, как бы «Пасха с другой стороны».

Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» («Фомино воскресенье») появилось после IX века и связано с изменением основного акцента в богослужении: вместо «отдания Пасхи» праздник стал воспоминанием второго явления Воскресшего Христа апостолам (произошедшего в восьмой день после воскресения), среди которых был Фома, не желавший верить известию о воскресении Спасителя, пока не увидел Его собственными глазами (Ин.20:19-31).

Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в Типиконе, см. «Неделя Антипасхи», 5-е «зри»), объясняется местом этого дня в годичном круге богослужения. Со дня Антипасхи начинается новый годовой цикл чтения кафизм и последовательность гласов Октоиха. Кроме того, тема новизны или обновления отражена в «Слове на неделю новую» святителя Григория Богослова и имеет идейный смысл: люди, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем воскресении. Святитель Григорий говорит: «Вот вам слово о дне Обновления! Но и сами обновитесь и, совлекшись ветхого человека, в обновленной жизни (Рим.6:4) жительствуйте. <…> Да обновится у тебя вся жизнь, да обновятся тебе пути твоей деятельности. <…> А теперь явись новым, с иными нравами, всецело измененным. Древнее прошло, теперь все новое (2Кор.5:17). Этим плодоноси празднику, изменись добрым изменением».

Современное богослужение этого дня посвящено в основном 2-й теме — воспоминанию уверения апостола Фомы на восьмой день после Пасхи и основано на евангельском чтении праздника (Ин.20:19-31).

В этот день мы совершаем как бы альтернативное празднование Воскресения Христова. Действительно, анализ идейного содержания песнопений показывает, что тема воскресения Христа и в этой службе является доминирующей, но рассматривается немного в другом ракурсе. Мы празднуем то же событие Воскресения, но акцентируем внимание на других связанных с ним деталях: явлении апостолу Фоме и обновлении мира. Святитель Григорий вот как говорит о различии Пасхи и Антипасхи: «То был день спасения, а это — день воспоминания спасения. Тот день разграничивает собой погребение и воскресение, а этот есть только день нового рождения, чтобы, как первое творение начинается днем недельным (а это видно из того, что седьмой от него день делается субботой, потому что он день упокоения от дел), так и второе творение начиналось опять тем же днем, потому что он есть первый в числе последующих за ним и восьмой в числе предшествующих ему».

Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. Можно назвать Антипасху «тринадцатым двунадесятым праздником» (осознавая всю условность такой терминологии).

Этот праздник открывает собой период после Великого постаСтрастной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака.

 

Цитаты об антипасхе

«От преизбытка духовной радости о воскресшем Спасителе и в церкви христианской восьмой день по Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы в замену самой Пасхи; отчего и назван Антипасхой, что значит: вместо, или противу ― Пасхи. Притом день сей, служа заключением светлой, служит вместе началом другой ― новой недели после Пасхи ― царицы праздников; им начинается круг недель и седмиц целого года; в этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, которое от самых апостольских времен принято в церкви воспоминать через каждые семь дней, т. е. в каждый первый день недельный. Отсюда произошло название Антипасхи неделею новою, т. е. первой ― днем обновления или просто обновлением; что, по изъяснению святого Григория Богослова, напоминает тот первый недельный день мира, который следовал по торжественном окончании творения».
протоиерей Григорий Дьяченко

Литература по теме

Близкие понятия

 

Дорогие братья и сестры. К сожалению, снова вынужденно обращаемся к вам за посильной помощью на лечение регента храма - дорогостоящие лекарства и травяные сборы нужно принимать курсом и минимум дважды в год, а на это совершенно нет средств.
Все жертвователи и все, чьи имена они пришлют в помянниках ( можно писать в комментариях) будут записаны на ВЕЧНОЕ поминовение в храмовый Синодик на все виды поминовения как на Литургиях, так и на молебнах, Псалтири, проскомидии, водоосвящении и панихидах ( если среди поминаемых будут усопшие). Жертвователи будут поминаться также во все посты ( добрая традиция православной Церкви).
Пожертвования сугубо добровольны и без " ценников за имя" - Господь сказал - какою мерою отмерите, такою же и Вам отмерено будет.
Чеки, по доброй традиции, будут в отдельной публикации - отчёте.
Храни Бог Вас и всех Ваших близких!
Просьба не отказать в нашей скромной просьбе.



ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРИХОДУ:

КАРТА СБЕРБАНКА 2202 2008 1062 2066

Просмотров: 67 | Добавил: Admin | Теги: лечение регента храма, Апостол Фома, пожертвовать на разговение, пожертвовать на лечение регента, Пасха, поминовение усопших, помочь инвалиду I группы, красная горка, добровольные пожертвования, Антипасха, Фомина неделя, травяные сборы, РАДОНИЦА | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0