Ты один, Владыка, знаешь, сколько мук я перенес:
Хлеб не сладок был от горя, и вода — горька от слез.
На Шаманских водопадах, на Тунгуске я тонул,
Замерзал в сугробах, лямку с бурлаками я тянул.
Без приюта, без одежды насыщался я порой
То поганою кониной, то сосновою корой…
Д.С. Мережковский. «Протопоп Аввакум»
Разделение пищи на чистую и нечистую, позволительную и непозволительную ведет свое начало с первых дней истории человечества. В определениях ветхозаветной Церкви, как известно, это разграничение было обозначено весьма точными правилами. В христианской Церкви такие правила также остались, хотя и не во всей их строгости. Деление пищи на чистую и нечистую было проведено еще в апостольских Правилах. Однако позже, по мере проникновения христианства в повседневную жизнь верующих, совершенно закономерно разграничение пищи, которое вначале было не строго определено, позже выразилось в подробных правилах. Эти правила, за исключением отношения к идоложертвенной пище, хотя и не имеют строго-канонической силы, тем не менее всегда поддерживались Церковью и были направлены к запрещению пищи, употребление которой или наносит вред здоровью, или инстинктивно порождает отвращение.
Если существуют правила, то подразумевается, что могут быть и их нарушения. Поэтому Церковью с ранних веков христианства были составлены исповедальные и покаянные молитвы в грехе «скверноядения», на случай вкушения христианином запрещенной к употреблению пищи.
Так, например, в Большом Потребнике приведено две молитвы: «Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся» и «Молитва, о еже скверно ядших».
Молитва, о еже в брашнех соблазнившихся:
Господи Боже наш, иже верховному апостолу Твоему Петру, видением и гласом законоположив, ни едино скверно или нечисто вменити, еже Тобою содеянных в препитание человеком. И сосудом твоим избранным апостолом Павлом, вся чиста чистым проповедав. Сам и ныне Владыко, раба Своего, (имя рек), поганским нуждам впадша, и по предложению нечистых не вменивша, и не по воле вкушша, или соблазнившася. Скверну совести его очисти, и твоя повеления укрепи в нем, и храм того несквернен святаго Ти духа соделай, в восприятие пречистых и безсмертных Твоих Таинств. Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Молитва, о еже скверно ядших:
Владыко Господи Боже, иже в вышних живыи, и на смиренныя призирая, иже во святых почиваяи, хвала Израилева. Приклони ухо Твое, и услыши ны молящихтися. Подаждь милость Твоему рабу, (имя рек), скверно ядшему и вкушшему мяс нечистых, ихже вкуса отрекл еси в законе святем ти. И сие ведением или неведением соделавша, прости его Господи. И сподоби того неосужденно в чистоте душевней и телесней, причаститися страшных и безсмертных Таинств, пречистаго тела и честныя крове Христа Твоего, яко да избавится прочее, всякаго нечистаго восприятия и вкуса, и деяния. И напитаваяся Божественных ти Таинств, и восприем святыя и тайныя ти трапезы, и соблюдаемь с нами во святей ти Церкви, хвалит и славит имя Твое вышнее во вся дни живота своего. Яко Твое есть Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Эти молитвы часто предшествовали Таинству Причащения. Необходимо отметить, что была существенная разница в читаемых молитвах: содержание одной молитвы — о вкушении пищи, которая признавалась вообще нечистой; другой — осквернение пищей, чистой самой по себе, но языческого приготовления.
Таким образом, по смыслу и содержанию одна молитва от скверноядения была «обычной», в случае нарушения правил в обыденной жизни; другая — «исключительной», вследствие осквернения при определенных условиях, например, после вкушения пленными христианами пищи, приготовленной язычниками.
Во время гонений язычниками христиан некоторые из них вынуждены были употреблять в пищу идоложертвенное мясо. В случае невольного употребления христианами идоложертвеннаго мяса и искреннего раскаяния в этом им читалась очистительная молитва. После вкушения нечистой пищи, кроме очистительной молитвы, полагалась епитимия.
Святитель Григорий Чудотворец, первый епископ Неокесарийский (213 —ок. 270—275), в 1-м правиле говорит:
Не причиняет тяжкого вреда, если находящийся в плену варваров вкусил запрещенных или даже идоложертвенных снедей, по необходимости и телесной нужде, потому что природа требовала питания, ибо Сам Спаситель рек: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее (Матф. 15, 11). Итак, за скверноядение, удручаемые игом рабства, если они прикоснулись к запрещенным снедям по недостатку пищи дозволенной, должны быть подвергнуты меньшей епитимии; а если ради роскоши и пресыщения не воздержались от оскверненных снедей, то они непростительно виновны и потому должны быть подвергнуты и епитимии строжайшей.
Святитель Василий Великий в 81-м правиле пишет:
Тем, кои по испытании мучений не смогли перенести страданий и вкусили идоложертвенных снедей и поклялись клятвами языческими, — по истечении шести лет позволяет приступать к священному общению; предавшим же веру без великой нужды и прикоснувшимся к трапезе бесовской простирает запрещение до 8-го года.
Нарушение постного устава во все христианские Посты также воспринималось как осквернение. Такому христианину запрещался доступ к святыне, так как скоромная пища становилась на период поста скверной.
Было принято воздерживаться и от вкушения плодов нового урожая до его освящения. В старопечатных богослужебных книгах содержится прямой запрет на вкушение винограда до праздника Преображения Господня.. Тем, кто нарушал запрет, предписывалось в наказание не есть виноград до конца августа. Поскольку на Руси винограда не было, вместо него на Преображение освящали яблоки.
По церковным Правилам христианам запрещается есть рыбу без чешуи (сома, осетра, угря), раков и иные морепродукты (креветок, кальмары), нельзя есть мясо зайцев, бобров, белок, конину, ослину, собачатину, мясо некоторых птиц. Употребление свинины допустимо, однако мясо, как и любое другое разрешенное, должно быть приготовлено так, чтобы в готовом блюде не осталось крови; поэтому, например, «бифштекс с кровью» — непозволительная для христиан пища.
В Ветхом Завете животные, у которых нет перьев (плавников) и чешуи, названы скверными для христиан (Втор 14:9)
В Ветхом Завете есть подробное описание, какую пищу можно употреблять:
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас (Левит 11:1-10).
Подробный перечень чистых и нечистых животных приведен также во Второзаконии.
По церковным правилам христианам запрещается есть зайцев
У староверов-безпоповцев нежелательно также употребление пищи, купленной на торжище, а если без этого не обойтись, нужно отмаливать «торжищно брашно». Тридцатая Глава Красного устава в части «О скверноядцах», кроме кровоядения и ядения «поганого», перечисляет другие виды пищевой нечистоты: пиянство (водка — ч. 2, л. 185), чайная и сахарная сладострастная чума (т.е. чай и сахар причислялись к нечистой пище), колбаса (из-за содержащейся в ней крови — ч. 2, л. 183), кофе и шоколад (ч. 2, л. 184), также запрещено мясо ягненка и лебедя.
Арсений Суханов в книге «О чинех греческих вкратце» (по изданию С. А. Белокурова, М. 1891 г.) удивлялся:
(Греки) ядят в среду и в пяток икру, раки морския и речныя, и что в раковинах мясо, и слизы рогатыя, и каракатицу, и иные гадины, и ежи морския. А говорят: что в том нет скверны. …Давленину ядят, и звероядину, и мертвечину, и кровь, и медведину, и выдры, и желвы, и еще и тех сквернейша и скареднейша. но о сем обличает их святых апостол правило, 63.
63 апостольское правило гласит:
Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет есть мясо в крови души его, или звероядину, или мертвячину: да будет извержен. Если же сие соделает мирянин: да будет отлучен.
Это правило объясняют толкователи канонического права. Зонара:
Это запрещено и в книге Бытия; ибо Бог, после потопа дозволивший людям употреблять в пищу все, так же как овощи, присовокупил: точию мяса в крови души да не снесте (Быт. 9, 4), какова, например, употребляемая некоторыми в пищу удавленина. Ибо у животных кровь заменяет душу. Не дозволяется также есть ни звероядину, ни мертвечину.
Аристен:
Священник, употребляющий в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину извергается, а мирянин отлучается.
Вальсамон:
Да не снести мяса в крови души его, — это узаконено в книге Бытия. Такова удавленина. Но не позволительно есть звероядину и мертвечину. Поступающий против сего, если клирик, должен быть извержен, а если мирянин, должен быть отлучен. На каком основании некоторые едят изловленное и задушенное хищными птицами или собаками, или тиграми, я не знаю. Итак, заметь это правило относительно Латинян, без разбору употребляющих в пищу удавленину.
Славянская кормчая:
Аще который епископ, или пресвитер, или диакон и всяк священнического чина снесть мяса в крови сущи души его (Быт. 9), еже есть удавленина. Всякого бо животна в души место кровь внем есть. Да аще кто яст удавленину, или звероядину, или мертвечину, да извержен будет от сана; се бо и Моисеев закон отрекл есть. Аще же есть мирский человек, да отлучится.
Шестой Вселенский Собор в 67 Правиле постановил:
Божественное писание заповедало нам воздержаться от крови и удавленины и блуда. Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животнаго, каким-либо искуством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благоразсмотрительно епитимии подвергаем. Если убо кто отныне ясти будет кровь животнаго каким-либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.
Икона святых отцов шести Вселенских Соборов
Слово о вере христианской и латынской Феодосия Печерского:
Зазирает латын за то, что они ели: желвы и дикие кони, и медведину, и бобровину, и хвост бобров
Священномученик Аввакум пишет в послании к отцу Ионе:
Отче Ионо, зайца ясти правила возбраняют, понеже трехдневное, яко и велбуд, ибрысует; и вельбуд по тому же чину: аще на кого осердится, трехдневную ядь на него выблюет; за сие во Второзаконии писано, и во Благодати не указано его ясти; аще и рассохат, и пазнокти имат, но извнутрь нечисть сый. А заяц и по двоим винам нечисть есть: первое, яко и велбуд, тридневное отрыгает; а второе: не имут ноги его копыта россохата, но песья лапа, и посему поган же.
Священномученик протопоп Аввакум, священномученик Павел, епископ Коломенский, священномученик диакон Феодор, преподобномученик инок Епифаний и священномученик иерей Лазарь. Гуслицы. Конец XIX в. Из Покровского собора на Рогожском кладбище
Возникшие пищевые традиции и устные предания, не обязательно даже основанные на Библии или иных источниках, в современном старообрядчестве разнятся в зависимости от особенностей народа, места и времени проживания. Например, среди отдельных групп старообрядцев в Коми существовал запрет на употребление сахара. На Средней Печоре до середины XX в. считалось, что при производстве сахара используются человеческие кости.
Чай и сахар у многих староверов до сих пор под запретом
В рукописных сборниках XVII-XIX вв. широко было распространено сочинение «Сказание от книги, глаголемыя Пандок…», в котором происхождение табака и картофеля связывается с растениями, выросшими на месте могилы блудницы.
Так, в 1844 г. в Канцелярию обер-прокурора Синода поступило письмо от губернатора Западной Сибири, в котором сообщалось, что старообрядцы, проживающие на территории губернии, выступают против посева картофеля:
«(Л. 1) О распространении раскольниками «ложных мыслей» относительно посадки картофеля.
Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода Отделение 11 стол 11 № 28
По отношению Министра государственных имуществ
О распространении раскольниками ложных мыслей относительно посева картофеля
Началось 1844 года июля 23
Закончено 1847 года мая 20
На 10 листах
МГИ 3 департамент 7415/1066
20 июля
Генерал Губернатор Западной Сибири довел до сведения Министерства, что введение посева картофеля в вверенном ему крае наиболее встречает сопротивление между раскольниками, кои по заблуждению считают его грешным плодом, основываясь на разных ложных свидетельствах, изложенной в особой записке, отобранном в Ижимском округе, между другими бумагами и книгами московского однодворца Николаева, преданного за распространение раскола осуждению по закону.
Министр Государственных имуществ, свидетельствуя Его превосходительству А.Н. Карасельскому / (Л. 1 об.) свое почтение Его превосходительству Александру Ивановичу, долгом считает препроводить при сем на его усмотрение копию с изъясненной записки.
№ 10. 192.
20 июля 1844 года
(Л. 2) Книга Борония. Глава 260
Рече Господь во Евангелии, аз приидохъ от имени отца моего не прясти мене, аще инъ приидет во свое имя, того приемлите, глаголет бо о немъ святый Симеон Новый Богослов, яко онъ приидет антихристъ, противникъ Христу, приемлетъ сласти похотныя коихъ поймать того миръ, первое, со вослюбятъ и вельми полсушаютъ, въ то время будет трава есть от него зовомая картофъ антихристова похоть, нарицаютъ ю овощемъ, и распространится по лицу всея землю, и всяк возрастъ возлюбить сласть великую, и помрачены человецы умомъ яко пьяны: глаголет бо о ней святый Симеон Новый Богослов, яко скверно отъ Рима начало имать, и распространится повсюду, и в том брашне осквернятся человецы якоже древний Израиль.
Книга Пандок. Глава 28 <…>
Царь именем Мамеръ имея дщерь едину <…> / (Л. 2 об.) и держалъ ю въ особой палате, и при нея водилась девица служанка, и усмотрела что она по диаволскому действию совокупилась со псомъ, и та служанка доказала царю о том беззаконии, то сам усмотрелъ, и велелъ ю во врещи въ ровъ глубокъ съ нею и пса наверхъ ея, и завалить землею, в древние годы было. А въ последняя время, в пришествии сопротивника закона, по седми тысящи прихода его, открылось всем на пагубу. В Персию человекъ посланъ былъ собирать цветы для исцеления врачемъ, и обрете траву, что никогда таковой травы в том месте не бывало, принес своему врачу и дивился врачъ, приказалъ показать то место и раскопать, то нашли бычие жилы и по жиламъ круглыя лицы и докопались до костей, и вышло изъ тайныхъ удъ костей и они сплетены лица, и стали лечить человека очень раслаблена, и тот человекъ скорое здоровье получилъ, и начали по дворамъ садить, и повсюду росплодилось / (Л. 3) поганое картофъ, и в Росию вошла, едва едва которые спаслися малая часть человекъ, Божиимъ поможениемъ не токмо въ мире но въ монастырях святыхъ осквернено, и множество.
РГИА, ф. 797, оп. 14, д. 33811 (1844-1847 гг.). Л. 1-3.
Деяния Первого Всероссийского собора христиан-поморцев, приемлющих брак, происходившего в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7417, мая в дни с 1 по 12 (Первый Всероссийский собор христиан-поморцев, приемлющих брак. Москва. 1909)
В 1909 г вопрос об употреблении чая, кофе и картофеля вызвал острую полемику на Первом старообрядческом съезде старообрядцев-безпоповцев (приемлющих брак):
«Можно ли называть употребление чая и водки ересью и отлучать за это? Можно ли считать чай, сахар, картофель и колбасу погаными и нечистыми?
Еретиками считать нельзя. Наказующим следует внушить, что нигде употребление чая и вина не называется ересью. Чрезмерное употребление всего есть грех. Относится к разряду излишеств. Умеренно употребляющих водку и чай не обязывать эпитимиями.
С. 53. Соловьев Е.И. Чай и водка у нас вошли в употребление только в 17 веке. Пьянство и питие вина запрещено самим Христом (Луки, зач. 2).
Так видим, что питие вина запрещено. Что касается чая, то его без сахару не употребляют, а сахар приготовляется с бычачьей кровью (67 пр. 6 Всел. Собора говорит).
Считаю употребление чая, сахара и водки случайное грехом, а постоянное — ересью.
Антонов Ст. Ив. (Новгород). Это совсем лишняя, ненужная трапеза ада, здесь нет ни хлеба насущного, ни чаши, утоляющей жажду. Три смертных греха здесь: от водки — чревобесие, от сахару — гортанобесие, от чая — тщеславие.
Самарин В.М. Нельзя считать употребление чая ересью, но только грехом. Св. И. Златоуст говорит: Не приемлите поганых стран обычаи. А чаепитие есть обычай китайский, языческий.
С. 54. Егоров В.И. (Сибирь). Наши предки не были согласны чаепитием. В книге Кирилловой в гл. 30 говорится по поводу чая: «Аще будет на пути арменин и христианин вместе, а чаша будет едина, и аще испиет армянин прежде воды из нея, то христианину из нея не пити, а сосуду молитву не дати, разбита». Чай приготовляют идолопоклонники — китайцы, как и водку часто жиды, татары и прочие неверные. Считаю чай и водку скверными, поэтому и употребление их великим грехом.
Цепилов И.Ф. Есть ли чаепитие ересь или грех, этого в Писании не видно, потому что ранее и чаю не было. Ввиду соблазна, так как чай пьют в трактирах с иноверцами, мирщатся, следует чаепитие запретить построже.
Терентьев Г.С. (Псков). Мое мнение. Если табакокурение признаем за грех, и чай нужно признать грехом.
Мякинин И.Н. От Святого Писания доказать трудно о чае или водке, потому что их в древнее время не было. Нельзя доказать, что это грех или ересь, и нельзя доказать, что не грех и не ересь. Закона нет, тогда обратимся к обычаю, ибо долговременный обычай переходит в закон. У нас в Сибири отцы духовные считают чаепитие издавна противным совести, поэтому мы считаем чаепитие грехом.
Кутиков П.С. Нужда христианская заставляет говорить против этого соблазна. Соблазн сам по себе дело не великое, но видим мы чрез него падение наших православных христиан. В нашей стране употреблять табак, чай и водку запрещается. Всякое падение начинается грехом, а кончается ересью. Табак, чай, водка составляют из молодых людей компании, ходят вместе по трактирам, общаются с еретиками и в конце впадают совсем в ересь.
Наши священные предки, поморские отцы и все православное христианство держало обычай в этом один. Вот их завещание: «самоваров в доме не держать, яко щипящую и дымящую змею». Все начинается грехом, а кончается ересью.
С. 55.Черников М. Чаепитие есть пристрастие, а всякое пристрастие есть грех.
Манушин М.П. Все сознают, что чаепитие и винопитие есть грех, а И. Богослов говорит: грех от дьявола (Пролог 21 августа).
По одному учению этот грех есть грех сластолюбия, а по другому — гортанобесия. В Прологе 5 августа грех сластолюбия относится к грехам блудным. 6 Вселенский Собор разрешает пить в умеренном количестве медовые квасы и виноградное вино, а не водку.
Серебренников Мина. Грех не ересь. Запрещено не питие вина, а пьянство.
Председатель (С. 55-56). Позвольте сделать заключение. Вся братия высказалась за то, что чаепитие и винопитие есть грех. Но грехов различных много. Есть 7 великих смертных грехов, а остальные меньших степеней. Сластолюбие и чаепитие — это самый распространенный грех.
Человеку по природе необходимы только хлеб и вода, но если у крестьянина в доме вместо ржаного имеется пшеничный хлеб, это есть сластолюбие. Есть надо умеренно, иначе будет чревобесие, есть надо только во свое время, иначе впадешь в грех гортанобесия. Так и чаепитие есть грех, но грех небольшой.
Теперь ставлю вопрос: следует ли отлучать христиан за чаепитие и винопитие?
Председатель. Не следует отлучать, ибо это не такой грех, за который отлучают от церкви <…> Так <…> и постановим, что чаепитие есть грех сластолюбия. За умеренное употребление чая и водки от церкви отлучать не следует. Не гнушающихся чая и вина, но воздерживающихся Собор похваляет».
Первый Всероссийский Собор христиан-поморцев, приемлющих брак. М., 1909.
Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак, были опубликованы в 1909 году
Часть предписаний в современном старообрядчестве, особенно среди молодежи, не соблюдается, в частности, воспрещение употреблять картофель, чай, некоторые виды рыб и морепродуктов. Старики объясняют это ослаблением религиозной строгости: «Раньше люди крепче веровали».
Божиим повелением на Земле существует более чем 300 тысяч видов растений, 30 тысяч видов рыб, 9 тысяч птиц, 150 тысяч видов моллюсков, 5 тысяч видов млекопитающих, 9 тысяч пресмыкающихся, 5 тысяч видов земноводных, 1,5 миллиона разных насекомых, и над всеми ними поставлен властвовать человек. Безусловно, нарушение пищевых запретов в нынешнее время кажется не столь значимым, а соблюдение этих Правил не столь необходимым, ведь по сравнению с другими «тяжкими» грехами грех «скверноядения» многим кажется просто смешным. Наверное, именно поэтому за сотни лет до нас святые апостолы, а позже святые Отцы, предвидя Соборным Разумом такое падение нравов и крепости веры в христианском мире, и ограничивали людей. Как известно, заповеди начинают преступать с малого, не видя в этом «ничего такого». Господь же говорит нам:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном… Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Матфей 5:17-20).
Автор: Нина Лукьянова
ОРИГИНАЛ И ИЗОБРАЖЕНИЯ:
https://ruvera.ru/articles/o_pishevyh_zapretah
Дорогие братья и сестры! Простите, что обращаемся за помощью. Семье священника, которая находится в крайне затруднительном положении нужна ваша помощь для закупки элементарных продуктов питания.
Батюшке нужно покупать всё, даже на самые недорогие продукты нет средств, поэтому семья будет благодарна любому, даже скромному пожертвованию.
Посильно и совершенно добровольно можно помочь по реквизитам:
КАРТА СБЕРБАНКА 2202 2008 1062 2066
Каждый жертвователь будет записан в синодик на бессрочное поминовение.
Просьба писать имена в родительном падеже с обязательным указанием о здравии, о упокоении.
НЕ поминаются: самоубийцы, упорные атеисты, колдуны, экстрасенсы и обращавшиеся к ним, умершие без покаяния.
|